Ночное катание на велосипеде имеет особенную прелесть: на улицах нет толп прохожих и бесконечного потока машин, воздух приятен своей прохладой, а город в огнях выглядит совершенно по-новому. Но за всей этой романтикой зачастую скрывается реальная опасность, ведь в темное время суток ввиду ограниченной видимости значительно возрастает риск ДТП с участием велосипедистов.

В темноте на вас может наехать автомобиль, вы сами можете сбить пешехода или другого велосипедиста, травмироваться из-за выбоин и других препятствий на дороге. Является ли это веским поводом отказаться от ночных покатушек? Разве что для новичков. Тем же, кто уверенно чувствует себя за рулем двухколесного днем, можно смело покорять и дороги ночного города. Однако к вечерним заездам стоит как следует подготовиться. Рассказываем, как сделать себя максимально заметным в темноте, и какие правила безопасности важно соблюдать любителям ночных заездов.

Как обозначить в темноте велосипед

Начнем с того, что превратим велосипед в… новогоднюю елку. Только вместо гирлянд будем использовать светоотражатели и фары. Минимальная обязательная комплектация велосипеда, прописанная в Правилах дорожного движения Украины,  включает:

— белые катафоты спереди;

— красные катафоты сзади;

— оранжевые катафоты по бокам;

— фонарь (фара), включенный в темное время суток и в условиях ограниченной видимости (например, в тумане).

Катафоты призваны отражать свет от фар приближающегося автомобиля и делать велосипедиста заметным сзади и сбоку. По стандарту они стоят практически на всех велосипедах, однако их, однозначно, недостаточно! Если вас волнует, как безопасно ездить на велосипеде в темноте, основной упор в плане безопасности необходимо делать на передний и задний фонари (фары), но и дополнительную боковую подсветку игнорировать тоже не стоит.

Освещение спереди

Передний фонарь белого цвета устанавливается на руле. Самые простые слабые фары лишь обозначают вас на дороге, в то время как более мощные девайсы одновременно выступают источником света.

  • Огни для освещенных участков дороги могут быть статичными или мигающими. Последние более заметные на дороге и быстрее привлекают внимание, однако к их использованию велосипедисты относятся неоднозначно. Считается, что водителям встречных автомобилей сложнее определить расстояние до мигающего света, чем до статичного. И, кроме того, мигалки могут раздражать и отвлекать других участников дорожного движения.

  • Мощные яркие лампы (минимум 400 люмен) необходимы для движения по плохо освещенным участкам и пересеченной местности. Хорошие качественные фары дают стабильный поток света длиной около ста метров. Такие огни могут ослепить встречных водителей, поэтому обязательно соблюдайте культуру движения на дороге: переключайте фару на более слабый режим или направляйте луч вниз в случае приближения встречного транспорта.

Альтернативой или дополнением основной передней фары может стать фонарь, закрепленный на шлеме. Такой вариант имеет несколько преимуществ. Он установлен выше и таким образом лучше освещает дорогу. На поворотах и маневрах вы можете заранее повернуть голову и подсветить дорогу до того, как это сделает передняя фара. Кроме того, налобный фонарь однозначно пригодится, если в дороге возникнет необходимость провести техобслуживание велосипеда. 

Освещение сзади и сбоку

Задний фонарь красного цвета устанавливают на багажнике или под сидением. Как и передний, он может иметь статичный или пульсирующий свет. К задним мигалкам, в отличие от передних, отношение более позитивное, чаще всего велосипедисты выбирают именно мигающий задний фонарь для наиболее эффективного привлечения внимания других участников дорожного движения. 

Чтобы сделать себя максимально заметным сбоку, дополнительно можно поставить освещение на колеса или раму. Даже обычные катафоты на педалях за счет постоянного эллиптического движения привлекают внимание и дают явный сигнал о том, что на пути — именно велосипед, а не какой-либо другой объект. По этому же принципу, но еще более эффективно работает всевозможная подсветка на колесах: 

— неоновые трубки;

— светодиодные ленты;

— светодиодные трубки на спицы;

— светодиодные колпачки на ниппель и пр..

При желании, можно также обозначить светодиодами всю раму. А если хотите альтернативный источник подсветки без необходимости в подзарядке, покрасьте велосипед флуоресцентными красками!

Как обозначить в темноте себя

Оборудование велосипеда фарами — основной, но не единственный шаг на пути к безопасной езде в темноте. Также необходимо обзавестись одеждой и экипировкой с отражателями. Для этой цели подойдут обычный сигнальный жилет или светоотражающие ленты-нашивки. Но гораздо практичнее и эффективнее будет купить специальную спортивную одежду, обувь и аксессуары (рюкзак, баф и пр.) со светоотражающими элементами. Они выполняют сразу несколько функций:

  • Велоодежда с рефлекторами дополнительно обозначает велосипедиста со всех сторон во время движения и обеспечивает вашу безопасность во время технических остановок (когда вы находитесь возле велосипеда и не заметны в темноте). 

  • Светоотражающие элементы на велоперчатках и/или рукавах помогают другим участникам движения распознать в темноте ваш сигнал поворота рукой.

  • Кроссовки со светоотражателями подкрепляют эффект катафот на педалях, то есть, привлекают внимание за счет типичных динамичных движений.