В Украине популярность скитура (ski tour, alpine touring, горнолыжный туризм) только набирает обороты, в то время как в Европе и Северной Америке это уже достаточно распространенный вид туризма. Суть скитуринга сводится к тому, чтобы подняться на вершину по неподготовленной трассе на лыжах и на них же спуститься — получается своего рода нечто среднее между зимним треккингом и классическим горнолыжным спортом. Чтобы освоить скитур, нужно иметь соответствующее снаряжение, навыки и знать определенные нюансы — об этом и поговорим подробно в этой статье.

Содержание:

- Особенности скитура, преимущества перед другими видами зимнего спорта
- Основное снаряжение для скитура: лыжи+камус, ботинки и крепления
- Что надеть для скитуринга?
- Подготовка к скитурингу: выбор маршрута, навыки, правила безопасности

Особенности скитура, преимущества перед другими видами зимнего спорта

Обычно подъем на лыжах вверх и последующий спуск по необъезженным склонам — довольно изнурительный и технически сложный процесс. Что же побуждает аутдорщиков выбирать именно такой путь, вместо того, чтобы пользоваться подъемником и кататься на обустроенных трассах?

1. Доступ к «неосвоенным землям». Для скитура не нужны подготовленные трассы — можно кататься практически везде, где это возможно с точки зрения рельефа и безопасности. В частности, можно добраться до участков, которые недоступны даже летом.

2. Возможность сочетать скитур с беккантри и фрирайдом. Спуск по целине, безлюдным и неподготовленным склонам объединяет все эти три вида аутдора. Однако во фрирайде и бэккантри, кроме лыж, допускаются и другие типы добирания на вершину: подъем на снегоступах, заброска на вертолете или снегоходах/ратраках. А в скитуре самостоятельный подъем на лыжах, переходы, траверсы являются неотъемлемой частью приключения. Также здесь не принципиально преодолевать сложные, экстремальные маршруты: скитуристы, особенно начинающие, могут выбрать достаточно пологие, безопасные спуски.

3. Уникальный опыт и эмоции, сочетание разных видов физической нагрузки. Вы одновременно получаете порцию адреналина от спуска и удовольствие от традиционного зимнего треккинга. Преодолеть путь на вершину, немного отдохнуть, попивая горячий чай из термоса и созерцая прекрасные горные пейзажи, а затем спуститься целиной — ради этого прежде всего и переходят на скитуризм!

Если же сравнивать скитур с зимним треккингом на снегоступах, то здесь на первый план выходит скорость преодоления маршрута. При условии правильной техники и хорошей физической подготовки вы эффективнее преодолеваете путь наверх, и, конечно же, значительно быстрее спускаетесь. И чем больше высота снежного покрова, тем заметнее будет эта разница. В целом, скитуры могут длиться от нескольких часов до нескольких дней — во втором случае это уже можно приравнять к лыжному походу.

Основное снаряжение для скитура: лыжи+камус, ботинки и крепления

«Как на лыжах можно идти вверх?!», — начинающего скитуриста этот вопрос может сбить с толку. Однако никакой магии здесь нет: лыжи, ботинки и крепления для скитура сконструированы таким образом, чтобы быстро настраивать их из режима ходьбы (в том числе наверх) в режим катания и наоборот. Давайте разберемся, как же эта система устроена.

Лыжи и камус для скитура

Прототип скитуринговых лыж был придуман еще давними охотниками. Они прикрепляли на лыжи оленьи шкуры, на которых ворс в одну сторону легко скользил по снегу, а в другую, напротив, тормозил. Собственно, так и устроен современный камус — специальная накладка на скользяк лыж. Только теперь его делают не из оленьих шкур, а из короткого синтетического или шерстяного ворса (или их комбинации). Работает же он точно так же — помогает лыжам легко двигаться вперед и вверх и не дает скатиться назад и вниз. А на вершине камус легко снимается и вы спускаетесь, как на обычных лыжах.

Камусы крепятся к скользяку с помощью многоразовой клейкой поверхности, также есть дополнительные крючки для фиксации на носке и пятке лыжи. Их можно купить отдельно (например, Black Diamond Ascension, Dynafit SPEEDSKIN BLACKLIGHT или др.) и самостоятельно подогнать по форме своих лыж, или же приобрести готовый комплект (например, Dynafit RADICAL SET включает сразу лыжи, камус и крепеж).

Лыжи для скитуринга подбирают индивидуально. Для этого учитывают:

  • Тип маршрута — чего будет больше (спусков или подъемов), насколько пологими или крутыми будут склоны и т.д.
  • Снежный покров — жесткий или рыхлый.
  • Стиль катания — агрессивный или спокойный.
  • Уровень лыжника, навыки — начальный или продвинутый.
  • Физические параметры лыжника — рост, вес.

Чтобы не прогадать с выбором, обращайтесь к профессиональным консультантам Shambala. Мы обсудим все детали, рассмотрим разные варианты и подберем оптимальный. Получите консультацию в онлайн-чате или посетите один из наших магазинов.

В целом, если в приоритете больше процесс преодоления пути вверх, долгая прогулка по зимним тропам, то предпочтение отдавайте легким лыжам средней жесткости — ходить на них легче. Если же рассчитываете дополнить скитур полноценным катанием, и тем более фрирайдом, придется пожертвовать весом и выбрать более тяжелые, широкие и жесткие лыжи.

Ростовка лыж, опять-таки — дело сугубо индивидуальное. Можно ориентироваться на стандартную формулу рост +10 см, но нет гарантии, что она вам подойдет. Длинные лыжи меньше тонут в снегу, но и управлять ими труднее. Поэтому новичкам лучше брать лыжи короче (чуть больше собственного роста). А тем, кто уже уверенно чувствует себя на целине и не испытывает проблем с поворотами даже на сложных участках, можно переходить на большую ростовку.

Оптимальная универсальная ширина лыж (в талии) — 90-95 см. Но и здесь все зависит от параметров лыжника и условий катания. Например, широкие следует выбрать для катания по рыхлому снегу и/или для лыжника с большим весом (или тяжелым рюкзаком для многодневного скитура).

Ботинки и крепления для скитура

С тем, как скитурные лыжи едут и вверх, и вниз, разобрались. А как же эргономика? Подниматься вверх в классических горнолыжных ботинках с жесткой фиксацией крайне неудобно. Поэтому для скитура обязательно берут специальные ботинки и крепления к ним. Их основная особенность — возможность быстро переключаться из режима ходьбы в режим катания. В первом пятка свободно двигается (как в беговых лыжах), а во втором — надежно зафиксирована (как в горнолыжных).

Есть два основных* варианта креплений:

  • Платформа — жесткая рама, на которой фиксируется весь ботинок. В режиме ходьбы пятка рамы поднимается вместе с ботинком, а на спуске соответственно фиксируется. Такой тип крепления считается очень надежным, но, учитывая большой вес и некоторые другие недостатки, встречается все реже.

  • TLT/пиновая система — на креплениях расположены специальные «пины» (втулки), а в ботинке — соответствующие отверстия, в которые эти пины вставляются. В результате получаем фиксацию всей ноги на спуске или только носка в режиме ходьбы. Основные преимущества — малый вес, комфорт и простота в использовании.

Принцип работы TLT-крепления:

*Также есть гибридный тип: носок фиксируется с помощью пинов, а на пятке стоит классическое крепление для горнолыжных ботинок.

Ботинки для скитура тоже имеют переключатель «ходьба/езда» — на подъеме вы послабляете область голенища, а перед спуском, напротив, жестко фиксируете. Делается это одним простым движением. Внутренний ботинок, как правило, значительно пластичнее, чем у горнолыжных моделей (чтобы голень свободно двигалась). Также обувь для скитура может иметь "трекинговую" подошву (например, Vibram) — при необходимости, в ней можно ходить каменистыми склонами, крепить кошки и т.д.

Подбирать ботинки для скитура нужно тщательно — они должны сидеть достаточно плотно, но не вызывать дискомфорта. Значение имеет вес обуви: в легких удобнее подниматься наверх, а тяжелые более стойкие на спусках. Поэтому следует искать компромисс, учитывая ваши приоритеты.

Важно! Убедитесь, что лыжи, ботинки и крепления совместимы друг с другом. Значение имеют вес, жесткость, тип крепежа и т.д. Чтобы подобрать рабочий комплект, обязательно обратитесь к квалифицированному консультанту.

Дополнительное обязательное снаряжение

  • Лыжные палки. Для скитура подойдут телескопические — чтобы легко регулировать высоту в зависимости от крутизны склона и для спуска. Вместо телескопической конструкции или комплектом к ней можно взять палки с удлиненной рукоятью — чтобы менять положение рук и тем самым быстро регулировать высоту палок. Обязательные широкие кольца для предотвращения проваливания в рыхлый снег.
  • Шлем и лыжная маска. Нужны даже на легких коротких маршрутах. Есть специальные облегченные шлемы для скитура, но на самом деле критической необходимости в них нет — можно пользоваться обычной горнолыжной экипировкой. Подробно о том, как подобрать шлем и маску.
  • Лавинное оборудование. О лавинной безопасности во время скитуринга мы еще поговорим далее, а пока перечислим, что по минимуму должно быть у ответственного скитуриста: лавинный датчик, щуп, лопата. Для прохождения особо опасных маршрутов следует взять специальный лавинный рюкзак с воздушной подушкой и/или дыхательной системой, которые увеличивают шансы выживания в случае попадания под лавину.

Что еще нужно взять на скитуринг:

  • Горнолыжный рюкзак. Если планируется непродолжительное приключение на один день, хватит и небольшого, литров на 30. Он должен сидеть на спине и не мешать во время движений. Рюкзак понадобится, чтобы сложить запасную одежду (об этом позже), лавинное оборудование и мелочи ниже по списку.

*Есть специальные рюкзаки для скитура — с отделом для камусов, креплением для лыж, палок и другими фишками. Однако начинающим можно ограничиться базовой моделью.

  • Ремнабор, походный инструмент: складной нож, изолента, веревка, отвертка, проволока, мультитул и т.д.
  • Средства по уходу за лыжами: парафин (брусок или спрей) для смазки камуса, скребок для чистки скользяка и креплений от льда, грязи и т.д.

https://shambala.com.ua/lyzhnye-aksessuary/

Также скитурщикам пригодятся разнообразные мелочи для зимних походов.

Что надеть для скитуринга?

Казалось бы, логичнее всего выбрать классический утепленный горнолыжный комбинезон, однако для скитура это, на самом деле, не лучший вариант. Вам придется идти вверх, преодолевать изнурительные переходы, а значит, на подъеме холодно вряд ли будет. Периодически нужно делать остановки — в это время, напротив, можно столкнуться с переохлаждением. И, наконец, спуск, где защита от ветра должна быть по умолчанию. И что с этим делать? Все просто — одевайтесь по классической концепции трех слоев для зимних походов:

  • Первый слой — термобелье, которое эффективно отводит влагу и не дает сильно вспотеть.
  • Второй слой — флиска и/или пуховка (куртка/жилет), которые согревают во время стоянок или неспешных переходов.
  • Третий слой — куртка и брюки с защитой от ветра и влаги (мембранка или софтшелл). Отдавайте предпочтение моделям с хорошей вентиляцией.

Важно: не надевайте на себя все сразу, ориентируйтесь по погоде. В безветренный солнечный день подниматься можно в термухе и расстегнутой флиске. Пуховку и мембранку можно забросить в рюкзак и достать при первой необходимости. То есть, лучше немного замерзнуть и потом одеть тепленькое, чем вспотеть, и потом раздеваться. В любом случае, не ждите, пока станет слишком холодно или слишком жарко, и вовремя добавляйте/снимайте слои.

Не забывайте про аксессуары:

Совет. Не лишним в рюкзаке будет запасной комплект сухой одежды: футболка, перчатки, носки и т.д.

Подготовка к скитурингу: выбор маршрута, навыки, правила безопасности

Снаряжение и одежда подобраны, значит можно становиться на лыжи — и вперед, на встречу неосвоенным снегам? Подождите. Правильная экипировка сама по себе не гарантирует безопасное и приятное прохождение маршрута. Также важно знать базовые правила скитуринга и вообще убедиться, готовы ли вы к нему.

Как сделать первые шаги в скитуре?

Начнем с главного: как понять, что горнолыжный туризм будет вам по плечу? Следует объективно оценить свою физическую подготовку и умения:

  • Для подъема наверх нужна, прежде всего, соответствующая физическая выносливость, в идеале — опыт зимнего треккинга.
  • Для спуска вниз важно хорошее владение техникой езды по пересеченной местности с различным типом снежного покрытия и препятствиями. Неплохой маркер того, что вы готовы к скитуру — уверенная езда по красным и черным трассам, еще лучше — опыт фрирайда.

Для первого скитура выбирайте легкие короткие маршруты с пологими склонами (прогулочные). Сейчас ваша задача — научиться быстро снимать и клеить камуса, переключать крепления, подниматься вверх и спускаться по неподготовленной трассе, ориентироваться на местности, проходить сложные участки (узкие, между деревьями, завалы и т.д.). А уже потом можно переходить к настоящим зимним приключениям.

Совет. Как вариант, сначала попробуйте подняться и спуститься по целине недалеко от обустроенной горнолыжной трассы — так вы отработаете технику, и в то же время не будете стрессовать из-за удаленности от цивилизации. Если же не удается освоить технику самостоятельно, пройдите обучение в одной из школ скитура и фрирайда (такие, в том числе, есть и в Карпатах).

Правила безопасности во время скитуринга

Классический скитур в отдаленной, безлюдной местности всегда предполагает долю экстрима и риск непредвиденных ситуаций. Здесь нет подготовленных троп и спасателей, которые моментально придут на помощь. Снежный покров может быть как идеальным, рыхлым и ровным, так и обледенелым, мокрым, с каменистыми выступами.

Чтобы минимизировать риски, будьте максимально ответственны и соблюдайте основные правила скитуринга:

  • Изучите принципы лавинной безопасности. Любой склон за пределами горнолыжных курортов считается в большей или меньшей степени лавиноопасным. Так что заранее разберитесь, как пользоваться лавинным оборудованием, распознавать лавиноопасный участок и проходить его. Запомните, как в случае схода лавины спастись самому и спасать других. Накануне и во время движения проверяйте прогноз лавин. По возможности перед выходом на маршрут регистрируйтесь в пунктах спасательной службы.

Важно! Теме лавинной безопасности в горах мы посвятили отдельную подробную статью — настоятельно рекомендуем ознакомиться с ней, а еще лучше дополнительно пройти специализированные курсы по лавинной безопасности для горнолыжников.

  • Планируйте. Спонтанность в скитуре равна неоправданному риску. Вы не можете до минуты рассчитать время подъема, остановки, спуск и т.д. Но нужно примерно продумать все так, чтобы сойти с тропы засветла. Не менее важно ориентироваться в плане рельефа, возможных препятствий, опять-таки знать особо лавиноопасные участки и по возможности избегать их. Узнайте о ситуации с мобильной связью на маршруте, сохраните контакты спасателей. Отслеживайте прогноз погоды, состояние снежного покрова до старта и в процессе.

Помните, что лучше вовремя сойти с маршрута, чем бросать вызов стихии — на этот случай нужно продумать варианты аварийных выходов.

  • Предварительно подготовьте снаряжение к сезону катаний: проверьте состояние лыж, ботинок и креплений, шлема, маски. При необходимости проведите ТО экипировки.
  • Отправляйтесь группой. Одиночный скитур — дело исключительно для профи. Простые короткие маршруты следует проходить хотя бы вдвоем. Но лучше работать в группе, где есть хотя бы один опытный скитурщик.

  • Равномерно распределяйте силы, не двигайтесь на грани своих возможностей. Следите за дыханием, самочувствием, вовремя сбавляйте темп или делайте перерывы. Для подъема выбирайте покатые длинные склоны вместо коротких крутых — времени на их прохождение потратите одинаково, а бонусом сохраните силы. Учитывайте, что всегда нужно иметь запас сил на случай форс-мажорных ситуаций.
  • Продумайте аварийные сценарии. Что будете делать, если не успеете вовремя спуститься и придется ночевать зимой в горах? Как оказать первую помощь травмированному человеку? Как согреться в случае резкого ухудшения погоды? В этих и других ситуациях пригодятся наши следующие материалы:

Способы сделать зимний поход максимально безопасным

Комфортная ночевка зимой в горах

Способы согреться зимой в горах

Как развести костер

Где заночевать в Карпатах: колыбы и приюты

Первая домедицинская помощь в горах

Мы уже рассказывали, почему каждому аутдорщику следует попробовать сходить в зимний поход. Невероятная природа, испытание себя на прочность и силу воли, умение работать в команде, экстрим в миксе с удовольствием от процесса — все это вы найдете и в скитуринге. Возможно, сначала вы еще будете сомневаться и даже корить себя за то, что решились на эту авантюру, но уже после первого спуска с большой вероятностью уверенно заявите: "Хочу еще!".