Чем заняться в походе? В свободное от дороги время всегда найдутся дела: развести огонь и приготовить блюда на костре, обсудить пройденный путь и ближайшие планы, установить палатку, наконец, хорошо выспаться.
Однако временами одного похода в походе бывает маловато. На дневках, вынужденных стоянках из-за ливня или в других ситуациях, когда группа начинает скучать, выручит наша подборка идей для досуга на природе: игры для взрослых и детей, игры-знакомства, подвижные, настольные, творческие, познавательные. Также расскажем, как заинтересовать малышей, и чем заняться в соло-треках.
Содержание:
— Словесные игры для похода
— Игры для знакомства
— Настольные игры в походе
— Активные игры с инвентарем и без
— Чем заняться в одиночном походе
— Игры для маленьких детей в походе
Словесные игры для похода
Универсальное развлечение:
- Не нужно ничего, кроме компании и желания (для отдельных игр еще ручка/карандаш и бумага).
- Количество игроков — от двух-трех до без ограничений.
- Удобно играть везде и когда угодно (у костра, в палатке, в транспорте и т.д.).
- Можно адаптировать под разный возраст (школьники, студенты, взрослые), подобрав сложность и тему задания в соответствии с аудиторией.
Крокодил
Игроки поочередно показывают загаданное слово с помощью пантомимы. Тот, кто угадал, показывает следующим.
Испорченный видеотелефон
Первый игрок шепотом загадывает слово/фразу второму, тот показывает это слово третьему жестами и мимикой (в это время другие закрывают глаза). Третий игрок шепчет четвертому слово, которое, по его мнению, загадано. Четвертый показывает пантомиму пятому, и так по кругу, пока слово не дойдет до первого игрока, который озвучивает начальную версию.
Кто я?
На листочке записывают предмет или известного человека/персонажа, закрепляют его на лбу соседа стороной с надписью к другим. Каждый должен угадать, кто он, задавая уточняющие вопросы, на которые другие отвечают только "да, нет, возможно".
Города
Участники поочередно называют города таким образом, чтобы первая буква в названии следующего слова повторяла последнюю букву предыдущего.
Ассоциации
Первый участник говорит любое слово, второй — слово, с которым ассоциируется предыдущее и т.д. Цепочка ассоциаций обычно заводит очень далеко от первого слова.
Фанты
Участники пишут на листочках смешные задания и складывают их в одну емкость. Перед игрой каждый отдает в "общую казну" одну личную вещь (фант), и чтобы вернуть ее, игрок должен наугад достать записку и выполнить задание.
Я беру в поход
Ведущий сочиняет общее правило для слов в игре: на тему осени /на букву П /зеленого цвета /другое. Называет первое слово: "Я беру в поход шарф/печку/горох". Другие игроки должны догадаться, по какому правилу подобраны слова, и по очереди спрашивают: "Я беру... Ты берешь меня в поход?". Ведущий соглашается, если предмет отвечает его секретным условиям. Кто разгадает, по какому правилу подбираются слова, побеждает и становится новым ведущим.
Идея. Перечисленные игры преимущественно простые и знакомые многим. Чтобы было интереснее, дополните их тематическими правилами:
- В «Крокодиле», «Испорченном видеотелефоне» и «Кто я» загадывайте разные предметы, ситуации, действия, связанные с походом (пустой котелок, легкий рюкзак, солнцезащитный крем и т.п.).
- В "Фантах" — поручите найти стороны мира без компаса, пародировать завхоза и т.д.
- Вместо "Городов" стройте словесную цепочку из вершин, перевалов, рек, полонин и других локаций для треккинга (например Боржава — Аконкагуа).
А в "Я беру в поход" ничего не меняйте — будет веселее наблюдать, как в список вещей для похода будут "добавлять" максимально странные предметы.
Игры для знакомства
Снежный ком и Алфавит
Игры для первого вечера помогут участникам похода познакомиться и запомнить имена друг друга.
У Снежного шара есть несколько вариантов:
- Простой: первый игрок называет свое имя, второй — свое и первого, третий — свое, второго и первого, и так далее по кругу.
- Сложный: первый участник называет свое имя и добавляет прилагательное, описывающее его, или любимый цвет/фрукт/другое. Далее — по тому же алгоритму, что и перед этим, но теперь игроки повторяют имена с эпитетами.
- Еще сложнее: аналогично второму варианту, но эпитет или другое дополнительное слово должно начинаться на ту же букву, что и имя ("Я осторожный Олег").
В игре в "Азбуку" ведущий называет поочередно буквы, и тот, чье имя начинается с этой буквы, называется и добавляет фразу со слов на ту же букву ("Я Ксения - королева Карпат").
После знакомства можно перейти к играм, которые помогут узнать больше интересного друг о друге.
Спички
Сначала правила знает только ведущий. Он просит игроков взять любое количество спичек из коробки. После этого раскрывается суть игры: каждый рассказывает о себе столько фактов, сколько спичек взял.
Правда и ложь
Игроки по очереди рассказывают по три факта о себе, из которых всего два правдивых. Остальные должны угадать, что он выдумал.
Я никогда не…
Игроки по очереди вспоминают вещи, которые никогда не делали: "Я никогда не плакал в походе/ не терял варежки / не был в Татрах". Далее в классической версии игры те, о ком это утверждение ошибочно, выпивают. Но поскольку в походе употреблять спиртные напитки не рекомендуется, придумывают другое правило: например, считают баллы за ответы. Кто набрал меньше всего, моет походную посуду.
Бонус: интересные способы сплотить людей в походе
- Тайный друг/ангел. В начале маршрута каждый в рандомном порядке получает имя того, о ком должен тайно заботиться и радовать в течение похода. Можно сделать и наоборот — быть "врагами" и устраивать мелкие пакости,однако важно знать меру.
- Книга отзывов/Походная летопись. Каждый вечер участники по очереди записывают в общую тетрадь впечатления дня одним предложением. В последний день записи зачитывают вслух, а Летопись торжественно передают на хранение руководителю.
Настольные игры в походе
Ассортимент настольных игр сегодня огромный, но не каждая подойдет для походных условий:
- Вес и объем. Игра должна занимать минимум места в рюкзаке. Выбирайте легкие картонные наборы и перекладывайте их из большой заводской коробки в зип-пакет (для уменьшения объема и защиты от влаги) или покупайте трейвл-версии (компактные/дорожные).
- Доступность. В походе "заходят" популярные и простые игры. Желательно, чтобы участники знали правила или могли их быстро понять и запомнить.
Также обращайте внимание на возрастные ограничения, рекомендованное количество участников, приблизительную продолжительность одной партии.
Какие настольные игры взять на природу — топ популярных:
Название, особенности |
Возраст |
К-во участников |
Уно Динамичная, на реакцию. |
7+ |
4-10 |
Взрывные котята Веселая, на везение и интуицию. |
8+ |
2-5 |
Монополия Культовая экономическая стратегия. |
8+ |
2-4 |
Элиас/Скажи иначе Классическая забава, на смекалку, логику и скорость. |
9+ |
от 4-х |
Джуманджи “Магическая” бродилка из одноименной книги и ее экранизации. |
5+ |
2-4 |
Мемчики и котики Развлекательная, местами специфический юмор. |
16+ |
3-10 |
Свинтус Веселая, очень простые правила. |
5+ |
2-10 |
Манчкин Комичная і непредсказуемая. Новички не сразу понимают правила. |
10+ |
3-6 |
Успей за 6 секунд Динамичная, на эрудицию, логику и реакцию. |
7+, 15+ |
3-8 |
*Классические шашки / шахматы / домино / нарды (в компактной версии) тоже подойдут. Только убедитесь, что в группе, кроме вас, есть другие любители этих игр.
Идея: "настолки" со снаряжением. Устройте для новичков познавательную игру, используя вещи из рюкзака. Можно провести мастер-класс по вязанию основных узлов и/или устроить соревнования по завязыванию на скорость. Еще один вариант — с походной аптечкой. Медик достает препарат/инструмент, и тот, кто верно объясняет его назначение, получает балл. Победителей награждают вкусняшками.
Активные игры с инвентарем и без
На отдых в кемпинге можно взять набор для бадминтона и настольного тенниса, фрисби, твистер и другой инвентарь для активных игр.
В пешку, если есть желание и возможность, захватите мяч (футбольный/волейбольный или надувной). Он универсальный, подойдет для игры не только в футбол/волейбол, а и в "Горячую картошку", "Охотника и уток", "Собачку", "Лови-Не лови" и другие популярные игры с мячом.
Для ультралайт походов (и не только) подойдут игры без специального инвентаря.
Прыжки
Все делятся на две команды. В каждой игроки поочередно прыгают в длину, при этом второй прыгает с того места, где приземлился первый, третий — где второй и т.д. Побеждает команда, чей коллективный прыжок самый длинный.
Стороны мира
Все собираются на просторной лужайке. Ведущий с помощью компаса определяет стороны света и обозначает их флажками по краям "игрового поля". По сигналу "Восток/Запад/Север/Юг" участники бегут в заданном направлении. Кто добрался до флажка последним или вообще побежал в другую сторону, выбывает.
Трехногие гонки
Игроков делят на пары и связывают ноги (левую с правой), превратив их в "трехногих бегунов". Далее устраивают гонки "Франкенштейнов".
Корзина
Участники делятся на две команды и формируют два круга, в центре которых ставят емкость (пустой котелок/рюкзак/другое). По сигналу игроки, не сходя с места, одновременно бросают в "корзину" шишки (или другие мелкие одинаковые предметы). Выигрывает команда, у которой больше шишек попало в цель.
Слэклайн/Переправа
Между двумя опорами натягивают две крепкие стропы длиной 15-20 метров каждая (на расстоянии ок.1,5 м одна над другой). Участники поочередно преодолевают "переправу", идя по нижней стропе и держась за верхнюю. Можно усложнить задачу, натянув веревку над ручьем или рвом, или убрать верхнюю стропу и ходить по ней, как канатоходцы (при необходимости добавьте страховку!).
Чем заняться в одиночном походе
Интересный досуг в соло-походах помогает отвлечься от длительного уединения и улучшает настроение.
Можно заранее загрузить в смартфон любимую музыку, сериал, книгу или мобильную игру. Но помните о необходимости экономии заряда: уменьшайте яркость и звук, ставьте авиарежим, ограничивайте время, проведенное в телефоне.
Подумайте, чем еще заняться наедине:
- Физические упражнения и духовные практики (стретчинг, йога, медитация и др.).
- Творческие хобби. Берите максимально компактные инструменты и материалы: небольшой молескин и несколько карандашей (вместо красок и мольберта), калимба или губная гармошка (вместо гитары).
- Собирание грибов, орехов и ягод, рыбалка. Развлечетесь и заодно разнообразите походное меню (если на 100% уверены в безопасности дикоросов!).
- Фотосъемка, ведение дневника. Помогает сохранить воспоминания о путешествиях, тренирует внимание и разгружает голову. Записывайте и фотографируйте даже незначительные на первый взгляд вещи (быт, снаряжение и т.п.) — они передают атмосферу похода не хуже пейзажей и селфи.
Игры для маленьких детей в походе
Большая часть вышеперечисленных занятий вполне подойдет для детей среднего и старшего школьного возраста. Для младших же нужно подготовить отдельные развлечения, и побольше, чтобы дети не лезли в неприятности от скуки.
Примерно до 3-х лет ребенка легко заинтересовать буквально чем угодно. Пусть перебирает камешки, походную посуду, макароны и крупы, переливает воду из кружки в кружку, лепит лепешки из глины, наблюдает за жучками и птичками. Одним словом, можно обойтись и без особых игр.
Для развлечений со старшими детьми тоже задействуют подручные средства: природный материал (палки, листья, мох, камни и т.п.), некоторое снаряжение (веревка, скотч и пр.). Теперь у игры должен быть сюжет, цель — чем старше ребенок, тем сложнее. К примеру:
- Построить игрушечный гараж/домик или целую халабуду (“с нуля” или на базе установленного тента).
- Создать костюм лешего/ведьмы/дикаря и устроить показ мод.
- Плести веночки и браслеты. Можно обернуть запястье скотчем липкой стороной наверх и клеить на него маленькие цветы и листики.
- Выложить полосу препятствий и пройти ее на скорость.
- Делать на земле аппликации с листьями, камнями.
- Играть на песке в крестики-нолики.
- Бросать шишками, мелкими камешками в цель или на расстояние.
- Играть в доктора и травмированных туристов — понемногу знакомьте ребенка с основами первой медицинской помощи в походе.
- Рисовать карты и схемы местности, устроить поиск "сокровищ".
- Собирать коллекции. Заранее подготовьте маленький фотоальбом с файлами и список, что ребенок должен найти и положить в альбом: три листочка, желтый цветочек, две веточки и т.д.
- Измерять деревья, камни, кусты и т.д. (захватите швейный метр), сравнивать, что больше или меньше.
Важно. В походе с детьми позаботьтесь о безопасности. Игры должны проходить под наблюдением взрослых. Убедитесь, что поблизости нет обрыва или ям. Не забывайте о защите от солнца и укусов насекомых, особенно клещей.
Следите, чтобы ребенок не нанес вред не только себе, но и природе, соблюдайте принципы экопохода: не разрешайте ломать ветки, бездумно рвать и топтать цветы и т.д.
И все же, главная игра в походе — это сам поход. Здесь есть увлекательный сюжет, правила и необходимый инвентарь, дополнительные квесты, локации и персонажи. А побеждает каждый, кто прошел маршрут. И не важно, за какое время, главное — получить удовольствие и продолжать играть дальше:)