Особой разницы в том, что вы предпочитаете и где катаетесь нет, если у вас нет необходимой экипировки. 

Правильно подобранная одежда, подготовленные лыжи/сноуборд не дадут вам чувства защищенности и безопасности настолько, насколько это сделает шлем. Как это банально ни прозвучит, но наличие шлема на голове сразу решает несколько серьезных вопросов:

  1. Самый важный – это безопасность, никто не застрахован от падения. Вы можете упасть, врезаться в другого райдера, или что еще хуже – могут врезаться в вас. И тут все ваше мастерство катания не спасет. 

  2. Шлем - это пропуск на склон. Я не знаю ни одного горнолыжного курорта, где на подъёмники пускают без шлема. Администрация таким образом частично снимает с себя ответственность за вашу безопасность. 

  3. Это тепло. Если правильно подобрать шлем, то можно обойтись без шапки, а использовать самый тонкий бафф или балаклаву. Основную функцию сохранения тепла и теплорегуляции берет на себя ваш шлем.

  4. Шлем – это стильно. Это раньше они выглядели громоздкими и несуразными. Но посмотрите, что сегодня предлагают производители – множество моделей по посадке, яркие цвета или наоборот сдержанные, принты, наклейки на шлем, модели с визором или под маску, с козырьком или без. Это все создает цельный образ райдера на склоне. 

Удалось вас убедить в том, что шлем – это необходимо во время катания и, правда, круто? 

А теперь давайте более детально разберем все нюансы выбора. 

Поехали!

Сертификация горнолыжных шлемов 

Перед тем, как любая новая модель шлема попадает на полки магазинов, она проходит обязательную сертификацию. Во время испытаний шлем проверяют на прочность, устойчивость к ударам. Тестируют его тепло- и звукоизоляцию.  Это нужно для того, чтобы вы были уверены, что шлем может защитить вашу голову от сотрясения во время удара. Иначе зачем он тогда нужен?

Ведущие компании с мировым именем, которые занимаются производством защиты для различных видов спорта, делают и горнолыжные шлемы. Их продукция проходит обязательную сертификацию по одному из трех стандартов:

  • CEN 1077 (Common European Norm, CEN) он же EN 1077: 2007 – самый популярный из европейских стандартов по тестированию защиты головы. Стандартизация включает два типа защиты: «Класс A» относится к защите головы и ушей, «Класс B» – только к защите черепа. К какому классу относится тот или другой шлем с данным сертификатом разобраться очень просто – если есть защита в области ушей и она не съёмная, значит это «Класс A»;

  • F2040 (American Society of Testing and Materials, ASTM) существует с мая 2000 года, согласно ему шлем тестируется в разных температурных условиях, подвергается проверке на разных (плоских, круглых и острых) плоскостях. Также отдельно проходит тестирование посадки шлема на голове во время движения;

  • Snell RS-98 (Snell Memorial Foundation) – самый строгий стандарт, который корректируется каждые 5 лет. Во время тестирования шлем проходит через жестокие испытания – его бросают с высоты, бьют об разные плоскости, для его проверки даже используют наковальню. Все это время шлем одет на муляж головы и к нему прикреплены разные датчики. Он отображают степень повреждений при различных типах падений.

Но не все бренды тестируют свою продукцию. И покупая несертифицированый шлем, важно понимать, что в случае жёсткого падения, он, вероятно, не сможет обеспечить необходимую защиту. 

Будьте внимательны при выборе защитных средств!!!

Как “работает” шлем?

Но каким же образом шлем может защитить от прямого удара при падении, например, на сноуборде на прямых ногах?

Тут все просто и сложно одновременно. Каждый шлем состоит из двух основных слоев – внешнего жесткого и внутреннего мягкого. Так вот, во время падения внешний слой принимает весь удар на себя, рассеивая основную энергию удара по всей поверхности. Бывают даже удары такой силы, что внешний слой может и треснуть! Внутренний материал, чаще всего – это вспененный полистирол, демпфирует (уменьшает) ударную волну. Таким образом шлем поглощает силу удара. 

При скользящем падении, которые чаще бывают у лыжников, шлем принимает на себя удар и трение о жесткую поверхность. При таких падениях редко встречается серьезный травматизм, но все равно приятного мало. 

Есть ли разница между горнолыжным шлемом и сноубордическим?

И тут при рассмотрении типов падений мы вернулись к вечному противостоянию «лыжники - бордеры» и кто из них круче. Круче будет тот, у кого есть шлем на голове:)

А если серьезно, то разницы между надежностью защиты от падений нет. Как и нет разницы между шлемами для катания на лыжах и на сноуборде.

Несмотря на то, что в этих типах активности наблюдаются разные типы падений (сноубордисты приземляются чаще на затылок и переднюю часть головы, а лыжники падают «вскользь») шлемы у них одинаковые. А какой именно шлем – это уже зависит от уровня катания и стиля. Кому-то нужна дополнительная защита подбородка или всего лица, кому-то достаточно обычного шлема с открытыми ушами. 

А теперь поговорим именно по выбор шлема, на что нужно обращать внимание, какие аспекты более важные, а какие поверхностные. 

Правила подбора шлемов

Конструкция шлема

Чтобы правильно выбрать шлем, нужно понимать, как он сделан. Необязательно дорогой шлем значит, что он отменно защищает. Возможно в дорогой модели просто использованы другие технологии. Но при этом любой шлем состоит из трех основных слоев, это:

  • Внешнее покрытие – самый жёсткий слой, который принимает всю силу удара на себя и максимально рассеивает ее. Изготавливают его чаще всего из прочных материалов, ведь во время катания можно неудачно «приземлиться» и на что-то острое, типа камня или глыбы льда. Поэтому основной материал – это прочный пластик (ABS пластик, стеклопластик) или усиленные материалы – кевлар, карбон и поликарбонат. Шлемы с внешним шаром из последних материалов будут существенно дороже стоить, но и защита будет надежнее. 

  • Средний слой – толстый и мягкий, чаще всего это вспененный полистирол, который способен поглотить большую часть удара и компенсировать его силу. Именно благодаря ему при падении удар не так сильно ощущается на голове. 

  • Внутренний слой – непосредственно подкладка, которая прикасается голове. Она обеспечивает комфорт и отвод влаги. Так как этот слой впитывает влагу, выделяемую телом, его делают съемным, чтобы его можно было постирать. Также часто для его изготовления используются материалы с антибактериальными характеристиками. Они предотвращают возникновение неприятных запахов. 

Эти слои между собой могут соединены разными методами. И это – еще один важный критерий при выборе модели. Различают три основных типа конструкции шлемов:

HardShell – самая прочная конструкция благодаря цельному верхнему слою, а внутренний слой тут приклеивается к внешнему. Такие шлемы самые надежные, выдерживают агрессивное катание, жесткие падения. Их часто используют поклонники сноуборда во время выполнения прыжков, катания в парках или новички, кому нужен бюджетный вариант. Кстати это еще один плюс в пользу шлемов HardShell – они недорогие в сравнении с другими вариантами. Но имеют минус – из-за своей конструкции они достаточно громоздкие и тяжелые. 

In-mold – конструкция, которая предусматривает более плотное прилегание внешнего и среднего слоев за счет прослойки между ними из поликарбоната. Такой шлем выглядит аккуратнее на голове, но уступает по степени защиты. Их предпочитают те, кто спокойно катается на склонах, без сильных падений. 

Гибриды объединили в себе обе конструкции. То есть, там, где нужна максимальная защита используется соединение первой конструкции, но с возможностью облегчить некоторые участки по технологии In-mold. Зачастую такие шлемы существенно легче первых и надежнее вторых. 

Во время падения можно не только разбить голову или получить порез. Ведь самая частая травма у горнолыжников – это сотрясения мозга, то есть смещение положения мозга относительно черепа. И чтобы это предотвратить или хотя бы минимизировать урон в шлемах используется технология MIPS. Она разработана для компенсации вращательного движения при падении. То есть она компенсирует не так силу удара, как смену положения черепа относительно мозга. 

Технология SPIN, разработанная компанией РОС, призвана решить эту же проблему во время падений другим путем. В структуру шлема включены силиконовые прокладки. Они – мягкие, благодаря им шлем комфортнее ложится на голову. Но главная их задача – это компенсация смещения от удара. И если SPIN используется только у шлемов бренда РОС, то MIPS можно встретить у и других брендов, таких как Scott или Oakley.

Форма шлемов

Но помимо конструкции шлемы могут иметь разную форму. Он может быть вытянутый сзади, благодаря этому он дает большую аэродинамику, а может быть более круглый. 

Также шлем может быть закрытый и открытый. 

Закрытый шлем используется при особо агрессивном катании, когда нужно защищать не только голову, но и лицо и подбородок. Такую модель называют «full-face». Визуально он похож на мотошлем, дает максимум защиты. Но есть у него и минусы – он тяжелее, более громоздкий. А чтобы подобрать к нему маску, нужно потратить намного больше времени. 

Открытые шлемы – самые популярные, их используют при разных типах катания. Для защиты подбородка используются специальные накладки, при желании их можно снять. 

Открытые шлемы могут иметь жесткие или мягкие уши. Это позволяет выбрать модель под определенный стиль катания. Отличить их друг от друг очень легко – если внешний жесткий слой закрывает всю голову и уши, значит перед вами модель с жесткими ушами. Благодаря повышенной защите их часто используют при скоростном катании, когда вероятность «скользящего» падения имеет большую опасность. 

Из плюсов таких шлемов можно выделить:

  • Лучшую защиту, особенно если падаете вскользь;

  • Лучшую аэродинамику;

  • Он – теплее;

  • Есть возможность установить защиту подбородка. 

Из минусов:

  • Он – громоздкий;

  • В нем не так хорошо слышно, что происходит вокруг;

  • Плохо вентилируется.

Но, не смотря на все это, модели с мягкими ушами – более популярны. Они аккуратнее сидят на голове, не стесняют движений, имеют меньший вес. Их можно разобрать, чтобы почистить или постирать отдельные детали. В них вполне безопасно «словить передний кант», но падать вскользь на лыжах на большой скорости будет более опасно. К тому же такие модели редко встречаются с возможностью установки защиты подбородка. 

Варианты регулировки шлема

Выбрав понравившийся шлем, его обязательно нужно мерять. Шлем как и обувь – мало выбрать по рекомендациям и общим характеристикам, важно, чтобы в нем было комфортно, нигде ничего не давило. 

Если вы решили купить шлем и выбрали не самый дешёвый вариант и не высокопрофессиональный, значит он имеет дополнительные регулировки-утяжки. Они позволяют подогнать шлем для большего комфорта. Но с ними нужно быть особо аккуратными. Обычно для подгонки используют горизонтальную утяжку, реже добавляют вертикальную.  

У разных производителей это осуществляется по-разному, у одних – это может быть колесико с трещоткой, которая регулирует степень подгонки, у других, например у Oakley, это может быть более современный вариант – Boa® с поворотным колесом, у третьих – помпа, которая наполняет воздухом камеры, расположенные внутри шлема. Любая из таких систем обеспечивает достаточно комфорта и надежности. 

Но не забывайте, шлем должен плотно сидеть на голове и не создавать дискомфорта даже без подгонок!

Вентиляция

Один из факторов, из-за которых многие раньше не хотели одевать шлем – это вентиляция. Шлем, благодаря внутренним слоям, хорошо сохраняет тепло. А при интенсивных нагрузках старые модели просто не успевали выводить его наружу. Таким образом, снимая шлем, голова была мокрой, что создавало дискомфорт. 

Но в современных моделях эта проблема решена. Сегодня в магазинах можно выбрать:

Шлемы с нерегулиуемой вентиляцией имеют специальные отверстия. Они постоянно открыты, благодаря чему и осуществляется выведение тепла. Такие модели часто используют для спокойного формата катания в хорошую погоду. Но если райдер набирает скорость или на улице ветер, то холодный воздух быстро охлаждает голову, что приводит к переохлаждению. А если катать агрессивно, то не избежать падений, во время которых снег может забиваться в отверстия. 

Шлемы с регулируемой вентиляцией - это идеальное решение для скоростной езды, катания в парках, на пухляке. Такие модели оснащены специальными рычажками, которые закрывают/открывают отверстия. Возможна вентиляция отдельно передней и задней частей шлема, что особенно удобно при разных форматах катания. 

В более бюджетных моделях используют заглушки. Они закрывают вентиляционные отверстия изнутри. Неплохой вариант, но имеет недостатки. Если в случае с рычажками степень вентиляции можно регулировать на ходу, то тут – нужно остановиться, снять шлем, вынуть заглушки или поставить их на место и только после этого продолжить катание. А еще есть шанс потерять заглушку где-то на склоне. 

Шлем может иметь большее или меньшее количество отверстий. Это уже зависит от модели. В некоторых моделях может быть минимум отверстий, но они имеют дополнительное охлаждение благодаря своей конструкции. Например, шлем с конструкцией HardShell, где полистирол приклеивается к внешней оболочке, имеет конструктивное решение для вентиляции. Он построен таким образом, что холодный воздух попадает под внешнюю оболочку между пластиком и смягчающим слоем, проходит через весь шлем и выходит сзади. Таким образом шлем охлаждается, тепло выводится наружу без особого дискомфорта для райдера. 

Шлемы с козырьками

Различают также шлемы с козырьками или без, так называемые котелки. Козырек – это не просто дизайнерское решение. Он защищает глаза от ярких лучей, фиксирует маску на шлеме во время отдыха, защищает при падении лицом вниз. Из минусов – снимать маску для отдыха на склоне не так удобно. Но тут все зависит от личных предпочтений. Иногда производители предлагают модели со съёмными козырьками, их можно снять при необходимости или заменить после повреждения.

Про шлемы с визиром

Точно тоже и с визиром. Кому-то такие шлемы идеально подходят, кому-то наоборот. Но учтите, что если вы останавливаете свой выбор на модели с визором, то очки уже не нужны. 

При этом визор обеспечивает намного лучший обзор, чем любая маска, он не чувствуется на лице, подходит для тех, кто катается в очках, а не одевает линзы. 

Хотя в плохую погоду все его плюсы превращаются в минусы, потому что из-за того, что он не прилегает к лицу, ветер задувает прямо под него. Если на маске при необходимости можно быстро сменить линзу, то с визором так не выйдет. Хотя можно выбрать модель с фотохромной линзой, она компенсирует это неудобство. 

Если вы  повредили свой визор или поцарапали его, то чтобы его заменить нужно будет заморочиться, хотя производители и предлагают сменные варианты. Но в магазинах такой товар встречается редко. 

Ну и цена. Шлем с визором будет дороже, чем хороший шлем и маска отдельно. Для кого-то это может оказаться решающим фактором. 

  Посадка и примерка

Выбрали модель шлема? Отлично, теперь его нужно примерить. Во время примерки обращайте внимание на свободное пространство после регулировки между головой и внутренней стороной шлема. Его должно быть минимум, иначе шлем не сможет обеспечить необходимую защиту при падении. Если вы заметили, что шлем сидит некомфортно, регулировки давят, или пространства много, смело меряйте другую модель, возможно даже от другого производителя. 

Также важно, чтобы шлем и маска подходили друг к другу. Тут речь не только о дизайне и цвете. 

Работая вместе, шлем и маска защищают голову и лицо от холода. Бывают случаи, когда маска слишком большая и давит на нос, или наоборот, слишком маленькая и между шлемом и маской остается открытым лоб. В таком случае во время катания встречный холодный воздух и ветер будут дуть в голову, что создает дискомфорт и переохлаждение. 

Во время примерки учитывайте также ЧТО будет на вашей голове - подшлемник, бафф, балаклава. Лучше всего мерять на тот головной убор, в котором будете катать. Так вы сможете оптимально подобрать размер. 

В процессе примерки обращайте внимание на то, как шлем сидит в области затылка и висков. Он не должен давить, пережимать. Ведь вы будете катать в нем большую половину дня, шлем должен комфортно и плотно сидеть на голове. 

Во время примерки можно также резко покрутить головой или попрыгать в нем. Он не должен болтаться даже в расстегнутом состоянии.

 Уход за шлемом

И последнее – это уход за шлемом. Пока вы – на горнолыжном курорте, шлем рекомендуется после каждой каталки просушивать. Желательно в хорошо вентилируемом помещении. Но ни в коем случае нельзя это делать возле обогревательных приборов. Иначе внутренняя съёмная часть шлема возьмется жесткой коркой, и на следующий день одевать его будет не приятно. 

По приезду домой шлем нужно разобрать, помыть в мыльном растворе. Сушить его лучше тоже в помещении и по частям. Для хранения лучше выбрать затемненные помещения, без прямых солнечных лучей. 

А в начале следующего сезона нужно собрать его, проверить все крепления, примерить. Таким образом вы проверите его комфортность после длительного хранения.

Вывод

Шлем для горнолыжника - это неотъемлемая часть экипировки для безопасного катания. Он защищает голову от ударов и сотрясения, от холода и ветра. 

Но, чтобы он выполнял свои функции, нужно правильно подобрать его. И здесь речь не только про внешний вид, но и про функционал и посадку.

Согласитесь, начинающему райдеру ни к чему профессиональный шлем с высокими аэродинамическими показателями. Для него важно, чтобы шлем удобно сидел на голове, не создавал дискомфорта, а в случае падения смог защитить от сильного удара. И тут важно понимать, что ни один шлем не сможет на 100% защитить от травмы или сотрясения. Но он сможет смягчить ударную силу, и вместо разбитой головы можно отделаться треснувшим шлемом. 

Катайтесь и наслаждайтесь склонами, а про вашу безопасность пускай беспокоится правильная защита и снаряжение. 

Спасибо за внимание и до встречи на склоне!

Команда магазина Shambala:)