Содержание:

#Велосипедное снаряжение для похода

#В чем перевозить багаж в велопоходе

#Что такое байкпакинг?

#Одежда и защита для велопохода

#«Базовый» набор вещей для похода

Все снаряжение для велопохода можно разделить на четыре группы:

  • велосипед+комплектующие
  • велосумки
  • одежда для езды
  • вещи общего назначения.

В первые три категории входят вещи специфические, свойственные именно велопоходу. Четвертая объединяет необходимое для бивака, и зачастую это то же самое снаряжение, что и для пешего похода.

Обратите внимание! Если для пешки большое значение имеет вес снаряжения, то в велопоходе этот критерий отходит на второй план, так как багаж не придется тащить за плечами. А вот компактность важна, ведь объем велосумок ограничен.

Что брать с собой в велопоход, зависит от длительности поездки, сезона и погодных условий, типа ночевки (в домиках/палатках/кемпинге). Мы приведем базовый список, который охватывает большинство необходимых вещей, а вы корректируйте его под свои индивидуальные потребности.  

Велосипедное снаряжение для похода

Начнем с главного. Естественно, список вещей в велопоход невозможно представить без велосипеда. Для маршрутов, включающих разный тип дорог, в том числе, и бездорожье, подойдет гравийный или кросс-кантри. 

Если покупаете новый байк, перед походом «обкатайте» его. Также, независимо от того, новый велосипед или старый, проведите осмотр и техобслуживание транспортного средства:

  • Проверьте износ колодок, исправность тормозов, педалей и переключателя передач, состояние резины и ободов. 

  • Убедитесь, что нет посторонних звуков при вращении кареток, руля и педалей (чтобы не было люфта), при необходимости замените подшипники. 

  • При необходимости проведите ремонт/замену неисправных деталей.

  • Накачайте колеса.

  • Смажьте цепь.

Помимо самого велосипеда, нужно подготовить ряд вещей, которые сделают безопаснее и комфортнее велопоход. Что взять обязательно:

  • Ремнабор (или так называемая «велоаптечка»). Включает все необходимое для ремонта мелких поломок в пути: запасная камера и велонасос и/или клей и набор латок, набор ключей и отверток (или мультитул), ключ для спиц (выправлять «8ки»), запасные спицы и тормозные колодки, смазка для цепи, выжимка цепи, проволока и/или стяжки (для временной фиксации сломанных элементов).

*В коротком заезде можно обойтись мультитулом и набором латок, но чем больше длительность похода и чем дальше вы от цивилизации, тем полнее должен быть ремнабор.

  • Катафоты (передний белый, задний красный, оранжевые по бокам) + фонарь белого цвета спереди. Это — обязательный минимум для передвижения на велосипеде в темноте, прописанный в ПДД. Также можно поставить задний фонарь красного цвета и сделать боковую подсветку. Фонари нужны для обозначения велосипедиста на дороге и в качестве источника света. Вместо или в дополнение к велосипедному фонарю можно использовать налобный. Подробнее — в нашей статье о правилах езды на велосипеде в темноте.

Ремнабор и освещение — то, без чего нельзя отправляться в велопоход, что брать с собой нужно обязательно! Помимо этого, советуем взять:

  • Подножка для велосипеда. Нужна крепкая, чтобы она выдержала вес нагруженного вещами байка.

  • Держатель для телефона на руль. Незаменимая вещь для тех, кто использует карты/навигатор на мобильном.

  • Подфляжник — чтобы удобно было пить воду на ходу. 

  • Экран на руль — для защиты от дождя и брызгов. 

  • Легкий тент (один на группу) — чтобы прятать под ним байки на ночь. Не стоит брать для этой цели палатку с огромным тамбуром: хранить там велосипед все равно неудобно, а лишнего объема к багажу прибавите.

  • Велочехол (например, Acepac Bike Transport Bag) — необходим, если нужно транспортировать велосипед до точки старта маршрута на общественном транспорте. 

В чем перевозить багаж в велопоходе

В отличие от пешки, в велопоходе весь основной груз мы складываем на велосипед, и тут важно хорошо продумывать, как и во что упаковать вещи, чтобы все поместилось, а велосумки не мешали во время езды.

Есть два способа транспортировки багажа во время велопохода: 

— классический с велобаулом на багажнике;

— современный «байкпакинг» с распределением багажа по всему байку.

Перевоз вещей на багажнике — самый распространённый и доступный способ на сегодня. Для него, соответственно, нужно закрепить на велосипеде багажник. Он должен быть крепким, выдерживать большие нагрузки и быть надежно зафиксированным.

На багажник навешивают велосумки. Чаще всего используют так называемые «велоштаны»/велобаул — объемные сумки П-образной формы (например, Travel Extreme Mono). Они очень вместительные и относительно недорогие, однако не всегда удобны в использовании. Зафиксировать «велоштаны» можно только на заднем багажнике, и если сложить все вещи в него, не используя дополнительные сумки, это даст большую нагрузку на заднее колесо и будет затруднять передвижение.

Важно! Самые тяжелые вещи складывайте на дно велобаула, а на верх — легкое и все, что понадобится в первую очередь. Твердые, острые предметы не кладите близко к внутренней стенке (которая соприкасается с велосипедом), иначе они будут тереться о ткань и сумка придет в негодность уже после первой поездки! 

Также позаботьтесь о защите от влаги. Намочить закрепленную на велосипеде сумку можно даже не попадая под дождь — достаточно переехать неглубокий брод, лужу или покрытую росой лужайку. Поэтому обязательно берите сумки из непромокаемых материалов и/или защищайте их дополнительно с помощью специальных рейнкаверов. Дополнительно сложите сменную одежду, еду, спальник в гермомешки.

Что такое байкпакинг?

Байкпакинг — относительно новый стиль упаковки и транспортировки багажа в велопоходе. Он предполагает использование минимума вещей и нескольких довольно небольших специальных сумок, которые крепятся равномерно по всему велосипеду: на руле, под рамой, под седлом, на вилке.

Дизайн сумок разработан таким образом, чтобы они «сливались» с формой байка и не нарушали аэродинамику. Они не торчат по бокам, норовя зацепиться за кусты и скалы, что значительно улучшает проходимость и скорость ТС. А равномерное распределение веса способствует оптимальному балансу. Еще один плюс — для байкпакинга не нужен багажник, а значит, расширяется подходящий для велопохода модельный ряд байков (крепления под багажник есть не на всех велосипедах).  

Есть, конечно, и минусы: байкпакинг требует дополнительных средств (одна небольшая сумка на раму может стоить как большой велобаул) и навыков (нужно научиться паковать все максимально компактно). Для такого стиля пригодятся навыки ультралайт-походов: снаряжение нужно сократить до минимума, подобрать все самое легкое и небольшое в объеме. Соответственно, для длительных автономных велопоходов, зимнего велотуризма байкпакинг не подойдет.

Совет. Подбирайте емкости для перевозки, исходя из своих целей и бюджета. Не обязательно останавливаться на чем-то одном. Можно, например, взять за основу велобаул и дополнить его подрамной или нарульной сумкой. Заплечный велорюкзак — то, что взять в велопоход тоже не помешает. В нем удобно перевозить документы, телефон, мини-аптечку и все, что критически важно не потерять и не повредить в походе. Для этой цели подойдет компактная легкая модель с хорошей вентиляцией. Также не лишним будет рюкзак с питьевой системой. Альтернативой велорюкзаку может стать и поясная сумка

Одежда и защита для велопохода

Одежда для длительной езды на велосипеде должна хорошо дышать, защищать от ветра и влаги, не сковывать движения и не мешать. Что конкретно надевать, зависит от погоды, длительности поездки, индивидуальных предпочтений. Зачастую основной комплект одежды для велопохода включает:

  • Велошорты/велоштаны. Можно заменить обычными спортивными штанами/шортами/тайтсами облегающего кроя, однако специальные модели для велоспорта лучше, поскольку имеют мягкую вставку (велопамперс). Эта деталь предотвращает натирание ягодиц, немного смягчает удары, хорошо впитывает влагу — во время длительных заездов вы точно оцените эти бонусы. Что точно не подходит, так это джинсы и широкие спортивные штаны.

  • Велокофта. Можно, опять-таки, заменить обычной спортивной облегающей кофтой, однако дизайн модели для велоспорта больше отвечает условиям эксплуатации: удлиненная спинка и высокий воротник защищает от солнца и ветра, а яркие цвета и светоотражающие вставки делают велосипедиста более заметным на дороге.

  • Футболки. Берите минимум 2-3 штуки, чтобы всегда иметь в запасе одну чистую и сухую. Подойдет только синтетика — хлопковые футболки сильно впитывают влагу и долго сохнут. В прохладное время вместо футболки можно надеть термобелье.

  • Ветровка/мембранная куртка. Нужна на случай ветреной и сырой погоды.

Обратите внимание. В целом, гардероб для велопохода должен отвечать классической концепции трех слоев, согласно которой нужно надевать не один универсальный слой, а минимум три, каждый из которых выполняет определенную задачу: отвод влаги, согрев, защита от ветра и влаги. В случае изменения погодных условий, второй и третий слой можно снять/надеть, и таким образом добиться идеального микроклимата.

  • Комплект для дождливой погоды: штаны из непромокаемой ткани, дождевик, велобахилы (специальные чехлы на обувь, например Tatonka Velo Gaiter). Для легкого дождика хватит и мембранной куртки, но если приходится ехать в ливень, без хорошего дождевика не обойтись. Лучше брать не обычный «одноразовый», который будет развеваться во все стороны и мешать, а хороший плотный дождевик-пончо.  

  • Обувь. Подойдут треккинговые кроссовки, или, если таких нет, любые другие на толстой мягкой подошве. Они должны быть удобными, разношенными, невысокими (без фиксации голени). В жаркие дни второй парой возьмите сандалии или легкие дышащие кроссовки (их же можно носить и на биваке). 

  • Носки треккинговые или велосипедные.

  • Спортивное нательное белье.

  • Солнцезащитные очки. Нужны не только для того, чтобы не слепило солнце, но и в качестве защиты глаз от ветра, мошкары, пыли. Лучше брать очки для велоспорта — они имеют обтекаемую форму и выполнены из прочных материалов. 

Отдельного внимания заслуживает защита велосипедиста во время поездки. 

  • Велошлем. Защищает от травм головы в случае НС, нередко буквально спасает человеку жизнь. Дополнительно оберегает от теплового удара днем и переохлаждения вечером. Под шлем нужно надеть тонкую шапочку или многофункциональный бафф.  

  • Велоперчатки. Необходимы для смягчения вибрации, защиты рук от натирания, снижения риска травм в случае падения. 

  • Наколенники, налокотники, защита корпуса. Дополнительные элементы защиты. В простых походах необязательны, но на особо сложных маршрутах с повышенным риском получения травм не помешают. 

«Базовый» набор вещей для похода

Осталось сложить вещи «общего назначения», которые мы берем в поход независимо от того, на чем будем передвигаться. У нас есть готовый список снаряжения для похода, где подробно расписано, что и для чего брать с собой на природу. 

Здесь же мы кратко перечислим основное:

Грамотно собранные рюкзаки и правильно подобранная одежда — одно из главных условий идеального велопохода. Любую дорогу можно осилить, когда есть все, что нужно, вам комфортно и легко ехать, и вы по-максимуму обезопасили себя от неприятных ситуаций.

Желаем исключительно приятных, интересных и безопасных покатушек!