Когда на горнолыжном курорте становится тесно, а техника отточена сотнями заездов на трассах всех цветов, пора переходить на другую, внетрассовую сторону гор.
На диких склонах зимних Карпат есть локации разного уровня сложности: от лайтовых спусков вблизи обустроенных курортов до зон настоящего хардкора для профи.
Рассказываем о топовых местах, правилах безопасности и необходимом снаряжении для фрирайда в Украине.
Содержание:
— Особенности украинского фрирайда
— Свидовецкий хребет, ГК Драгобрат
— Главные фрирайд-споты
1. Жандарм Первый (1763 м) и Второй (1800 м)
2. Третий Жандарм
3. Близницы (1883 и 1872 г.)
4. Стог (1704 м)
— Боржава, ГК Пилипец и Подобовец
— Мармаросы и Поп Иван Мармаросский
— Черногорский хребет
1. Говерла
2. Ребра и Шпицы
3. Другие фрирайд-споты на Черногоре:
— Как безопасно фрирайдить в Карпатах
1. Физическая подготовка и уровень катания
2. Погодные условия
3. Команда
4. Снаряжение для фрирайда:
Обратите внимание! Если до уровня фрирайда пока не дотягиваете, совершенствуйте навыки на одном из горнолыжных курортов Украины. А для тех, кто вообще становится на лыжи или борд впервые, есть ликбез для новичков (снаряжение, подготовка и другая полезная информация).
Особенности украинского фрирайда
Высокий сезон фрирайда в Карпатах длится с января до конца февраля. На этот период выпадает самое большое количество Powder Day — дней с качественным, глубоким пухляком и ясным небом. А вообще каталки начинаются в ноябре/декабре, и на отдельных локациях продолжаются почти до конца весны.
Виды фрирайда в Карпатах:
- Облегченный/изи-фрирайд: наверх на подъемнике, спуск по необкатанным склонам в пределах горнолыжного курорта. Инфраструктура (жилье, питание, медпункт, спасатели) постоянно под боком, не нужно тратить дополнительные силы и/или средства на подъем. Подойдет новичкам.
Главный минус — вы сильно ограничены в локациях. В Карпатах есть всего несколько фрирайд-спотов, доступных с подъемника (на Драгобрате и Пилипце).
- Беккантри: все склоны, к которым невозможно подняться на подъемнике, только ногами или с помощью спецтехники. Основная тусовка украинских фрирайдеров проходит именно здесь, подальше от толпы и цивилизации.
В зависимости от способов добирания до зоны бэккантри выделяют еще несколько видов фрирайда.
- Бутпакинг: подъем пешком, лыжи/сноуборд несут в руках. Вариант для условно простых непродолжительных маршрутов.
- Кетски: подъем на ратраках/снегоходах. Для тех, кого интересует исключительно катание, и нет желания тратить силы на подъем. С помощью ратраков прокладывают маршруты, ранее недоступные фрирайдерам.
- Скитур: подъем на скитурных лыжах, снегоступах или сплитборде.
Специальное снаряжение значительно расширяет географию карпатского фрирайда. Вы не зависите от подъемников и ратраков. По сути можно подняться куда угодно (в рамках безопасности).
Подробно про скитур (снаряжение, маршруты и пр.).
На фото сплитборд Jones Frontier
Скитур — не для ленивых: на подъем обычно уходит в несколько раз больше времени, чем на спуск. Зато получаешь сразу два приключения: спуск по целине и опыт зимнего похода.
Свидовецкий хребет, ГК Драгобрат
Особенности, виды фрирайда
Драгобрат — самая известная локация для фрирайда в Украине. Район охватывает десятки километров необкатанных склонов — от пологих и широких полей до узких кулуаров и крутых стен.
Фрирайдить можно в пределах курорта, поднявшись к точкам спуска пешком или на подъемнике. В более интересные, отдаленные уголки хребта позволит забраться снаряжение для скитур. Но главная фишка Драгобрата — кетски. Это первая (и практически единственная) локация в Украине, где регулярно проводят фрирайд-туры на ратраках.
Несмотря на средние высоты (1300-1880 м), рельеф и климат Свидовца больше похожи на высокогорные. Хребет раскинулся между двумя речками, что сформировало особый микроклимат с обильными осадками. При благоприятных погодных условиях сезон длится почти полгода, с ноября по апрель.
Временами сильный ветер и пониженная видимость не дают катать в альпийской зоне. На этот случай на Драгобрате есть “елочки” — доступные для спуска зоны открытого снега среди леса.
Логистика
Ближайшая к ГК Драгобрат железнодорожная станция — в 7 км в с.Ясиня Раховского района. Из села — трансфер до Драгобрата (от железнодорожной или автобусной станции).
Главные фрирайд-споты
Жандарм Первый (1763 м) и Второй (1800 м)
Подъем: до Перемычки на подъемнике, далее ратрак или скитур
С Первого Жандарма пологий спуск до Перемычки (в направлении Драгобрата).
Более сложные спуски с Первого и Второго Жандармов до комплекса "Оаза". По пути есть лавиноопасные участки и снежные карнизы, можно заблудиться.
Спуск обратной стороной Жандарма — достаточно опасный, но интересный, с дропами, стенками и кулуарами. Обратно — пешком (минимум полчаса).
Третий Жандарм
Подъем: до Перемычки на подъемнике, далее ратрак/скитур. Обратно: пешком/скитур или скитур+ратрак.
Технически сложный, интересный спуск между скалами, с дропами и стеночками. Только для профи.
Близницы (1883 и 1872 г.)
Подъем: до Перемычки на подъемнике, далее ратрак или скитур
Спуск с Большой Близницы к Оазе через озеро Ивор. Маршрут протяженный и сложный, с повышенной лавиноопасностью, снежными карнизами.
Двухкилометровый спуск с Близниц на полонину Свидовец — разнообразный, с рыхлым снегом. Один из самых крутых фрирайд-маршрутов на Свидовце, лавиноопасный. Обратная дорога (до Оазы) занимает около часа на лыжах/сплитборде/снегоступах.
С Близниц также проложены протяженные (до 7 км) фрирайд маршруты к полонинам Стеришора (средняя сложность), Гропа (экстремальный), Браилка (пологий). Качество снега переменчивое, возможность катки зависит от погоды.
Стог (1704 м)
Подъем: к вершине на подъемнике + 5 мин пешком. Обратно: до перемычки пешком или ратрак.
С вершины горы в направлении Драгобрата проложены горнолыжные трассы Свидовца. Но фрирайдеров интересует обратная сторона, так называемое Застожье. Немного жесткого фирна наверху, а дальше — приятный нераскатанный паудер среди елок.
Риск схождения лавины низкий. Опасно скатиться в овраг, заблудиться (в случае ухудшения погоды).
В районе Застожья есть секретный участок, который в народе прозвали Бритиш Коламбия — за сходство с одноименным горным регионом в Канаде. Крутой склон в сочетании с пухлыми снежными подушками создают уникальный спот для фрирайда в Карпатах. Но будьте внимательны — место лавиноопасное, на обратном пути легко заблудиться.
Другие споты для фрирайда на Драгобрате:
- г. Безымянная
- пол. Ярошеска
- г. Большой Котел (юго-западные склоны)
- г. Крачунеска (юго-западные склоны)
- г. Ворожеска
- г. Геришаска
- г. Догяска
Боржава, ГК Пилипец и Подобовец
Особенности
Масштабы боржавских склонов для фрирайда заметно уступают Драгобрату. Высоты меньше (до 1500 м), климат более мягкий, из-за чего снега не всегда достаточно для катания. Зато в многоснежные периоды внетрассовое катание на Боржаве радует качеством снежного покрова и техническим разнообразием. Роскошный паудер, поля, кулуары, елочки, дропы — скучно не будет.
Основной спот для фрирайда на Боржаве — гора Гемба (1498 м)
Старт — чуть ниже верхней станции подъемника ГК Пилипец, или подняться на самую вершину Гембы (пешком/скитур/ратрак).
Спуск через лес и широкое снежное поле к водопаду Шипот. В конце, за мостом, выезд на центр курорта.
Также фрирайдеры постепенно осваивают целину на отрогах Гембы, соседних вершинах Магура-Жиде (1505 м) и Большой верх (1598 м).
Фрирайд в Пилипце-Подобовце считают фановым, относительно простым. Однако не стоит недооценивать локацию. На Боржаве легко потерять ориентиры и заблудиться (особенно в туманную погоду). Зоны за пределами обустроенных трасс лавиноопасные, были случаи гибели фрирайдеров на Гембе.
Логистика
Ближайшая железнодорожная станция — в 12 км в с.Воловец. До Пилипца — трансфер/такси, автобус Ужгород-Межгорье. Или автобусом из Мукачево, Ужгорода или Межгорья в Пилипец. Дорога к ГК асфальтирована, по сравнению с Драгобратом добираться удобнее.
Мармаросы и Поп Иван Мармаросский
Особенности
Протяженные спуски, крутые и пологие склоны, тонны снега и никаких признаков коммерческого лыжного туризма на десятки километров вокруг, — если хотите по-настоящему дикого фрирайда, тогда вам сюда, в один из самых отдаленных регионов Украинских Карпат.
Сезон длится долго, ориентировочно с декабря по апрель. На отдельных участках иногда катают до июня. Но лучшее время для фрирайда в Мармаросах — февраль, когда много снега и хорошая видимость.
Логистика, уровень сложности
Фрирайдерская жизнь на Мармаросах сосредоточена вокруг Rescue Hut — пункта добровольцев-спасателей (они же местные гиды).
Ближайший населенный пункт — приграничное село Деловое. Отсюда до Rescue Hut добраются на снегоступах или лыжах скитур, реже пешком (если снег неглубокий). А это 12 км треккинга + 1000 м крутого подъема в конце.
Важно. Мармаросы и летом — не самая легкая локация, а зимой сюда подавно не стоит ехать без подготовки. Райдер должен быть в хорошей физической форме, нормально переносить перепады высот и длительные переходы.
Спусков в день будет два-три, а 70% времени уйдет на возвращение — подъемников и ратраков здесь нет.
Основные споты для фрирайда:
- Полонина Лисича. Ближайшая к Rescue Hut локация, относительно безопасная и легкая.
- Юго-восточные склоны хребта. Высокий снег, мало скал, есть спуски разной степени сложности. Здесь катают чаще всего.
- Поп Иван Мармаросский (1938 г.). Очень крутые спуски (местами до 45°!). Только для профессионалов.
Черногорский хребет
Говерла, Петрос, Поп Иван Черногорский — эти и другие вершины Черногоры обычно упоминают в контексте треккинга. На хребте нет горнолыжных курортов, канаток и ратраков. Но это не останавливает энтузиастов, которые уже не первый год раскатывают Черногору.
Черногорский хребет — компромисс между "дикими" Мармаросами и "попсовым" Драгобратом. Скитур (или снегоступы) здесь — единственный вид "транспорта" к точкам спуска. Погода бывает капризной, есть лавиноопасные участки. Но, с другой стороны, близость к цивилизации, меньше проблем с логистикой, есть места для ночевки (кемп "Белый слон", турприюты и вивчарские колыбы).
Говерла
Варианты подъема и логистика:
- От т/б "Заросляк", до турбазы трансфер из Ворохты.
По синему маршруту (3,7 км, крутой) или зеленому (4,3 км, пологий), около 3-4 часов.
- Из с.Козьмещик, в село трансфер из Лазещины.
Через полонину Козьмеска и Малую Говерлу или через полонину Гропа, около 7 часов.
Подробно: треккинговые маршруты на Говерлу
Фрирайд на Говерле — один из самых экстремальных в Карпатах: крутые (до 40°), местами обледеневшие склоны, обрывы, кулуары со скальными выступами.
Съезжать можно вдоль гребня, по зеленой линии подъема — есть пологие безопасные склоны, но снежный покров не всегда качественный. В цирке между Говерлой и Малой Говерлой райдеров ждет гигантский массив пухляка, однако здесь выше риск схождения лавин.
Ребра и Шпицы
Подъем из с.Быстрец (до села трансфер/автобус из Верховины) через полонину Гаджина, около 1 часа.
Шпицы и Ребра — это отвесные склоны и длинные кулуары вдоль шипов скал. А в ледниковом каре между вершинами — поля желанного паудера. Опасная, сложная, но очень интересная локация.
Другие фрирайд-споты на Черногоре:
- Петрос (2020 м). Пока слабо освоенный район для фрирайда. Подъем через Козьмещик из Лазещины, Квасов или Ясини. Спуск в направлении полонины Головческа или Перемычки.
- Поп Иван (2022 м) и соседние вершины Смотрич (1898 м), Дземброня (1877 м). Много интересных сложных склонов.
- Бребенескул (2035 м) и Гутин Томнатик (2016 м). Район для экстремалов: скальные выступы, отвесные обрывы, 700 м спуска по вертикали с вершины Бребенскула.
Как безопасно фрирайдить в Карпатах
Физическая подготовка и уровень катания
Фрирайд — это серьезные нагрузки и высокий уровень ответственности. Азы катания на целине не получают — сюда приходят после освоения красных и черных трасс.
Чтобы перейти к внетрассовому катанию, необходимо научиться:
- Мастерски контролировать лыжи/борд на разных типах снега.
- Мгновенно реагировать на потенциальную опасность на дороге.
- "Читать" склоны, выбирать безопасные линии спуска и заранее просчитывать риски.
- Отлично ориентироваться в горах.
- Освоить жизненно необходимые навыки: как пользоваться лавинным оборудованием, спасти себя и других в случае схождения лавины, оказывать первую медпомощь, не замерзнуть в горах, развести огонь и т.д.
Готовиться к первому выходу на Freeride Zone стоит с квалифицированными тренерами в школе фрирайда. Обучение включает теорию и практику по технике внетрассового катания, выбору маршрута, оценке погодных условий, лавинной безопасности, подбору снаряжения.
Погодные условия
- Подстраивайте расписание катания под прогноз погоды, а не наоборот. Учитывайте все показатели в комплексе: температуру, облачность, количество осадков, скорость ветра.
- Всегда лучше переждать неблагоприятные условия или перейти на более безопасную в данный момент локацию.
- Хорошая видимость — одно из ключевых условий безопасного катания. В пасмурную, туманную погоду легко съехать не туда и заблудиться.
Теряются даже опытные райдеры (вот яркий пример). Поэтому каждый должен знать алгоритм самоспасения, если заблудился в горах.
- Постоянно мониторьте прогноз лавин и никогда не игнорируйте предупреждение об опасности. Соблюдайте правила прохождения лавиноопасных участков.
Команда
Фрирайд — это не соло-история. Если правильно организованный одиночный поход может быть безопасным, то раскатывать пухляк наедине, вдали от цивилизации — развлечение для самоубийц. Со знакомыми (если они не профессиональные гиды), будет не намного безопаснее. И когда нанимаете ратрак/снегоход без квалифицированного гида, за безопасность обычно тоже никто не отвечает.
Если ваша компания не состоит из фрирайдеров с многолетним опытом, лучшим решением будет присоединиться к фрирайд-туру.
Организатора выбирайте внимательно. Основные требования:
- Группа — не менее пяти человек. Из них двое — профессиональные инструкторы, которые прекрасно знают местность.
- Гиды отслеживают погодные условия, качество снега, лавинную обстановку. Выбирают оптимальную локацию для катания или, в случае потенциальной опасности, отменяют заезд.
- На первом пробном заезде проверяют снаряжение и навыки райдеров, рекомендуют трассы в соответствии с техническим уровнем участника.
- Если человек недостаточно подготовлен, инструктор не допустит его к внетрассовому катанию.
Снаряжение для фрирайда:
- Сноуборд или горные лыжи для фрирайда (отличаются от трассовых большей шириной, жесткостью и другими конструктивными деталями).
- Для скитура: сплитборд / скитурные лыжи с камусом / снегоступы, телескопические лыжные палки.
- Шлем и другая защита, лыжная маска (+запасная или сменные линзы).
- Рюкзак — небольшой (35 л+-), в идеале специальный для фрирайда, с лавинным поплавком и дыхательной системой.
- Заряженный телефон, павербанк, рация, навигатор, компас, карты.
- Лавинное оборудование: лопата, щуп, бипер,
- Аптечка, солнцезащитный крем.
- Ремнабор, фонарик.
- Термос с теплым напитком.
- Высококалорийный перекус, который не задубеет на морозе (например, энергетические батончики).
Одежда для фрирайда немного отличается от классического горнолыжного комплекта, но в основе, как всегда, каноничные три слоя:
- Верхний — водостойкий и плотный, без утепления (хардшел). Яркого цвета (максимально заметный на случай схода лавины или блуждания).
- Средний — пуховка или флиска для утепления. Надевать в зависимости от погодных условий и интенсивности движения.
- Базовый — термобелье.
+Перчатки и верхонки, лыжные носки, бафф, шапка/балаклава.
Лыжные/сноубордные ботинки должны быть удобные и прочные, рассчитанные на пешие переходы и/или скитур.
Подробно: базовый набор снаряжения для фрирайда
Фрирайд в Украинских Карпатах становится все популярнее. Открываются школы фрирайда для лыжников и сноубордистов, проводят регулярные фрирайд-туры с опытными гидами. А в магазинах сети Shambala постоянно пополняется ассортимент одежды и снаряжения для внетрассового катания.
Освоив локальные склоны, вы сможете перейти на следующий уровень: катать пухляк в Гудаури (горный регион в Сакартвело), Хинтертуксе (Австрийские Альпы), Ливиньо (Италия) и других фрирайд-спотах мира.