Когда на горнолыжном курорте становится тесно, а техника отточена сотнями заездов на трассах всех цветов, пора переходить на другую, внетрассовую сторону гор.

На диких склонах зимних Карпат есть локации разного уровня сложности: от лайтовых спусков вблизи обустроенных курортов до зон настоящего хардкора для профи.

Рассказываем о топовых местах, правилах безопасности и необходимом снаряжении для фрирайда в Украине.

Содержание:

Особенности украинского фрирайда
Свидовецкий хребет, ГК Драгобрат
Главные фрирайд-споты
     1. Жандарм Первый (1763 м) и Второй (1800 м)
     2. Третий Жандарм
     3. Близницы (1883 и 1872 г.)
     4. Стог (1704 м)
Боржава, ГК Пилипец и Подобовец
Мармаросы и Поп Иван Мармаросский
Черногорский хребет
     1. Говерла
     2. Ребра и Шпицы
     3. Другие фрирайд-споты на Черногоре:
Как безопасно фрирайдить в Карпатах
     1. Физическая подготовка и уровень катания
     2. Погодные условия
     3. Команда
     4. Снаряжение для фрирайда:

Обратите внимание! Если до уровня фрирайда пока не дотягиваете, совершенствуйте навыки на одном из горнолыжных курортов Украины. А для тех, кто вообще становится на лыжи или борд впервые, есть ликбез для новичков (снаряжение, подготовка и другая полезная информация).

Особенности украинского фрирайда

Высокий сезон фрирайда в Карпатах длится с января до конца февраля. На этот период выпадает самое большое количество Powder Day — дней с качественным, глубоким пухляком и ясным небом. А вообще каталки начинаются в ноябре/декабре, и на отдельных локациях продолжаются почти до конца весны.

Виды фрирайда в Карпатах:

  1. Облегченный/изи-фрирайд: наверх на подъемнике, спуск по необкатанным склонам в пределах горнолыжного курорта. Инфраструктура (жилье, питание, медпункт, спасатели) постоянно под боком, не нужно тратить дополнительные силы и/или средства на подъем. Подойдет новичкам.

Главный минус — вы сильно ограничены в локациях. В Карпатах есть всего несколько фрирайд-спотов, доступных с подъемника (на Драгобрате и Пилипце).

  1. Беккантри: все склоны, к которым невозможно подняться на подъемнике, только ногами или с помощью спецтехники. Основная тусовка украинских фрирайдеров проходит именно здесь, подальше от толпы и цивилизации.

В зависимости от способов добирания до зоны бэккантри выделяют еще несколько видов фрирайда.

  1. Бутпакинг: подъем пешком, лыжи/сноуборд несут в руках. Вариант для условно простых непродолжительных маршрутов.
  2. Кетски: подъем на ратраках/снегоходах. Для тех, кого интересует исключительно катание, и нет желания тратить силы на подъем. С помощью ратраков прокладывают маршруты, ранее недоступные фрирайдерам.

  1. Скитур: подъем на скитурных лыжах, снегоступах или сплитборде.

Специальное снаряжение значительно расширяет географию карпатского фрирайда. Вы не зависите от подъемников и ратраков. По сути можно подняться куда угодно (в рамках безопасности).

Подробно про скитур (снаряжение, маршруты и пр.).

На фото сплитборд Jones Frontier

Скитур — не для ленивых: на подъем обычно уходит в несколько раз больше времени, чем на спуск. Зато получаешь сразу два приключения: спуск по целине и опыт зимнего похода.

Свидовецкий хребет, ГК Драгобрат

Особенности, виды фрирайда

Драгобрат — самая известная локация для фрирайда в Украине. Район охватывает десятки километров необкатанных склонов — от пологих и широких полей до узких кулуаров и крутых стен.

Фрирайдить можно в пределах курорта, поднявшись к точкам спуска пешком или на подъемнике. В более интересные, отдаленные уголки хребта позволит забраться снаряжение для скитур. Но главная фишка Драгобрата — кетски. Это первая (и практически единственная) локация в Украине, где регулярно проводят фрирайд-туры на ратраках.

Несмотря на средние высоты (1300-1880 м), рельеф и климат Свидовца больше похожи на высокогорные. Хребет раскинулся между двумя речками, что сформировало особый микроклимат с обильными осадками. При благоприятных погодных условиях сезон длится почти полгода, с ноября по апрель.

Временами сильный ветер и пониженная видимость не дают катать в альпийской зоне. На этот случай на Драгобрате есть “елочки” — доступные для спуска зоны открытого снега среди леса.

 

Логистика

Ближайшая к ГК Драгобрат железнодорожная станция — в 7 км в с.Ясиня Раховского района. Из села — трансфер до Драгобрата (от железнодорожной или автобусной станции).

Главные фрирайд-споты

Жандарм Первый (1763 м) и Второй (1800 м)

Подъем: до Перемычки на подъемнике, далее ратрак или скитур

С Первого Жандарма пологий спуск до Перемычки (в направлении Драгобрата).

Более сложные спуски с Первого и Второго Жандармов до комплекса "Оаза". По пути есть лавиноопасные участки и снежные карнизы, можно заблудиться.

Спуск обратной стороной Жандарма — достаточно опасный, но интересный, с дропами, стенками и кулуарами. Обратно — пешком (минимум полчаса).

Третий Жандарм

Подъем: до Перемычки на подъемнике, далее ратрак/скитур. Обратно: пешком/скитур или скитур+ратрак.

Технически сложный, интересный спуск между скалами, с дропами и стеночками. Только для профи.

Близницы (1883 и 1872 г.)

Подъем: до Перемычки на подъемнике, далее ратрак или скитур

Спуск с Большой Близницы к Оазе через озеро Ивор. Маршрут протяженный и сложный, с повышенной лавиноопасностью, снежными карнизами.

Двухкилометровый спуск с Близниц на полонину Свидовец — разнообразный, с рыхлым снегом. Один из самых крутых фрирайд-маршрутов на Свидовце, лавиноопасный. Обратная дорога (до Оазы) занимает около часа на лыжах/сплитборде/снегоступах.

С Близниц также проложены протяженные (до 7 км) фрирайд маршруты к полонинам Стеришора (средняя сложность), Гропа (экстремальный), Браилка (пологий). Качество снега переменчивое, возможность катки зависит от погоды.

Стог (1704 м)

Подъем: к вершине на подъемнике + 5 мин пешком. Обратно: до перемычки пешком или ратрак.

С вершины горы в направлении Драгобрата проложены горнолыжные трассы Свидовца. Но фрирайдеров интересует обратная сторона, так называемое Застожье. Немного жесткого фирна наверху, а дальше — приятный нераскатанный паудер среди елок.

Риск схождения лавины низкий. Опасно скатиться в овраг, заблудиться (в случае ухудшения погоды).

В районе Застожья есть секретный участок, который в народе прозвали Бритиш Коламбия — за сходство с одноименным горным регионом в Канаде. Крутой склон в сочетании с пухлыми снежными подушками создают уникальный спот для фрирайда в Карпатах. Но будьте внимательны — место лавиноопасное, на обратном пути легко заблудиться.

Другие споты для фрирайда на Драгобрате:

  • г. Безымянная
  • пол. Ярошеска
  • г. Большой Котел (юго-западные склоны)
  • г. Крачунеска (юго-западные склоны)
  • г. Ворожеска
  • г. Геришаска
  • г. Догяска

Боржава, ГК Пилипец и Подобовец

Особенности

Масштабы боржавских склонов для фрирайда заметно уступают Драгобрату. Высоты меньше (до 1500 м), климат более мягкий, из-за чего снега не всегда достаточно для катания. Зато в многоснежные периоды внетрассовое катание на Боржаве радует качеством снежного покрова и техническим разнообразием. Роскошный паудер, поля, кулуары, елочки, дропы — скучно не будет.

Основной спот для фрирайда на Боржаве — гора Гемба (1498 м)

Старт — чуть ниже верхней станции подъемника ГК Пилипец, или подняться на самую вершину Гембы (пешком/скитур/ратрак).

Спуск через лес и широкое снежное поле к водопаду Шипот. В конце, за мостом, выезд на центр курорта.

Также фрирайдеры постепенно осваивают целину на отрогах Гембы, соседних вершинах Магура-Жиде (1505 м) и Большой верх (1598 м).

Фрирайд в Пилипце-Подобовце считают фановым, относительно простым. Однако не стоит недооценивать локацию. На Боржаве легко потерять ориентиры и заблудиться (особенно в туманную погоду). Зоны за пределами обустроенных трасс лавиноопасные, были случаи гибели фрирайдеров на Гембе.

Логистика

Ближайшая железнодорожная станция — в 12 км в с.Воловец. До Пилипца — трансфер/такси, автобус Ужгород-Межгорье. Или автобусом из Мукачево, Ужгорода или Межгорья в Пилипец. Дорога к ГК асфальтирована, по сравнению с Драгобратом добираться удобнее.

Мармаросы и Поп Иван Мармаросский

Особенности

Протяженные спуски, крутые и пологие склоны, тонны снега и никаких признаков коммерческого лыжного туризма на десятки километров вокруг, — если хотите по-настоящему дикого фрирайда, тогда вам сюда, в один из самых отдаленных регионов Украинских Карпат.

Сезон длится долго, ориентировочно с декабря по апрель. На отдельных участках иногда катают до июня. Но лучшее время для фрирайда в Мармаросах — февраль, когда много снега и хорошая видимость.

Логистика, уровень сложности

Фрирайдерская жизнь на Мармаросах сосредоточена вокруг Rescue Hut — пункта добровольцев-спасателей (они же местные гиды).

Ближайший населенный пункт — приграничное село Деловое. Отсюда до Rescue Hut добраются на снегоступах или лыжах скитур, реже пешком (если снег неглубокий). А это 12 км треккинга + 1000 м крутого подъема в конце.

Важно. Мармаросы и летом — не самая легкая локация, а зимой сюда подавно не стоит ехать без подготовки. Райдер должен быть в хорошей физической форме, нормально переносить перепады высот и длительные переходы.

Спусков в день будет два-три, а 70% времени уйдет на возвращение — подъемников и ратраков здесь нет.

Основные споты для фрирайда:

  • Полонина Лисича. Ближайшая к Rescue Hut локация, относительно безопасная и легкая.
  • Юго-восточные склоны хребта. Высокий снег, мало скал, есть спуски разной степени сложности. Здесь катают чаще всего.
  • Поп Иван Мармаросский (1938 г.). Очень крутые спуски (местами до 45°!). Только для профессионалов.

Черногорский хребет

Говерла, Петрос, Поп Иван Черногорский — эти и другие вершины Черногоры обычно упоминают в контексте треккинга. На хребте нет горнолыжных курортов, канаток и  ратраков. Но это не останавливает энтузиастов, которые уже не первый год раскатывают Черногору.

Черногорский хребет  — компромисс между "дикими" Мармаросами и "попсовым" Драгобратом. Скитур (или снегоступы) здесь — единственный вид "транспорта" к точкам спуска. Погода бывает капризной, есть лавиноопасные участки. Но, с другой стороны, близость к цивилизации, меньше проблем с логистикой, есть места для ночевки (кемп "Белый слон", турприюты и вивчарские колыбы).

Говерла

Варианты подъема и логистика:

  • От т/б "Заросляк", до турбазы трансфер из Ворохты.

По синему маршруту (3,7 км, крутой) или зеленому (4,3 км, пологий), около 3-4 часов.

  • Из с.Козьмещик, в село трансфер из Лазещины.

Через  полонину Козьмеска и Малую Говерлу или через  полонину Гропа, около 7 часов.

Подробно: треккинговые маршруты на Говерлу

Фрирайд на Говерле — один из самых экстремальных в Карпатах: крутые (до 40°), местами обледеневшие склоны, обрывы, кулуары со скальными выступами.

Съезжать можно вдоль гребня, по зеленой линии подъема  — есть пологие безопасные склоны, но снежный покров не всегда качественный. В цирке между Говерлой и Малой Говерлой райдеров ждет гигантский массив пухляка, однако здесь выше риск схождения лавин.

Ребра и Шпицы

Подъем из с.Быстрец (до села трансфер/автобус из Верховины) через  полонину Гаджина, около 1 часа.

Шпицы и Ребра — это отвесные склоны и длинные кулуары вдоль шипов скал. А в ледниковом каре между вершинами — поля желанного паудера. Опасная, сложная, но очень интересная локация.

Другие фрирайд-споты на Черногоре:

  • Петрос (2020 м). Пока слабо освоенный район для фрирайда. Подъем через Козьмещик из Лазещины, Квасов или Ясини. Спуск в направлении полонины Головческа или Перемычки.
  • Поп Иван (2022 м) и соседние вершины Смотрич (1898 м), Дземброня (1877 м). Много интересных сложных склонов.
  • Бребенескул (2035 м) и Гутин Томнатик (2016 м). Район для экстремалов: скальные выступы, отвесные обрывы, 700 м спуска по вертикали с вершины Бребенскула.

Как безопасно фрирайдить в Карпатах

Физическая подготовка и уровень катания

Фрирайд — это серьезные нагрузки и высокий уровень ответственности. Азы катания на целине не получают — сюда приходят после освоения красных и черных трасс.

Чтобы перейти к внетрассовому катанию, необходимо научиться:

  • Мастерски контролировать лыжи/борд на разных типах снега.
  • Мгновенно реагировать на потенциальную опасность на дороге.
  • "Читать" склоны, выбирать безопасные линии спуска и заранее просчитывать риски.

Готовиться к первому выходу на Freeride Zone стоит с квалифицированными тренерами в школе фрирайда. Обучение включает теорию и практику по технике внетрассового катания, выбору маршрута, оценке погодных условий, лавинной безопасности, подбору снаряжения.

Погодные условия

  • Подстраивайте расписание катания под прогноз погоды, а не наоборот. Учитывайте все показатели в комплексе: температуру, облачность, количество осадков, скорость ветра.
  • Всегда лучше переждать неблагоприятные условия или перейти на более безопасную в данный момент локацию.

  • Хорошая видимость — одно из ключевых условий безопасного катания. В пасмурную, туманную погоду легко съехать не туда и заблудиться.

Теряются даже опытные райдеры (вот яркий пример). Поэтому каждый должен знать алгоритм самоспасения, если заблудился в горах.

Команда

Фрирайд — это не соло-история. Если правильно организованный одиночный поход может быть безопасным, то раскатывать пухляк наедине, вдали от цивилизации — развлечение для самоубийц. Со знакомыми (если они не профессиональные гиды), будет не намного безопаснее. И когда нанимаете ратрак/снегоход без квалифицированного гида, за безопасность обычно тоже никто не отвечает.

Если ваша компания не состоит из фрирайдеров с многолетним опытом, лучшим решением будет присоединиться к фрирайд-туру.

Организатора выбирайте внимательно. Основные требования:

  • Группа — не менее пяти человек. Из них двое — профессиональные инструкторы, которые прекрасно знают местность.
  • Гиды отслеживают погодные условия, качество снега, лавинную обстановку. Выбирают оптимальную локацию для катания или, в случае потенциальной опасности, отменяют заезд.
  • На первом пробном заезде проверяют снаряжение и навыки райдеров, рекомендуют трассы в соответствии с техническим уровнем участника.
  • Если человек недостаточно подготовлен, инструктор не допустит его к внетрассовому катанию.

Снаряжение для фрирайда:

  • Аптечка, солнцезащитный крем.
  • Ремнабор, фонарик.
  • Термос с теплым напитком.
  • Высококалорийный перекус, который не задубеет на морозе (например, энергетические батончики).

Одежда для фрирайда немного отличается от классического горнолыжного комплекта, но в основе, как всегда, каноничные три слоя:

  • Верхний — водостойкий и плотный, без утепления (хардшел). Яркого цвета (максимально заметный на случай схода лавины или блуждания).
  • Средний — пуховка или флиска для утепления. Надевать в зависимости от погодных условий и интенсивности движения.
  • Базовый — термобелье.

+Перчатки и верхонки, лыжные носки, бафф, шапка/балаклава.

Лыжные/сноубордные ботинки должны быть удобные и прочные, рассчитанные на пешие переходы и/или скитур.

 

Подробно: базовый набор снаряжения для фрирайда

 

Фрирайд в Украинских Карпатах становится все популярнее. Открываются школы фрирайда для лыжников и сноубордистов, проводят регулярные фрирайд-туры с опытными гидами. А в магазинах сети Shambala постоянно пополняется ассортимент одежды и снаряжения для внетрассового катания.

Освоив локальные склоны, вы сможете перейти на следующий уровень: катать пухляк в Гудаури (горный регион в Сакартвело), ​​Хинтертуксе (Австрийские Альпы), Ливиньо (Италия) и других фрирайд-спотах мира.