Это путешествие, как и многие другие, началось с SMS от друзей. 
«Конечно, поехали!» - ответ был готов заранее. 
На фоне карантина и закрытых границ, восхождение на Арарат оказалось чуть ли не единственным способом глотнуть свежего горного воздуха. 

Сборы

Впереди был август, который считается наиболее оптимальным месяцем для восхождений на многие горные массивы. Арарат – не исключение. Хотя сезон «не зимних» восхождений здесь и так довольно большой - с мая по октябрь. 

То ли жажда приключений, то ли желание сэкономить, но наша группа единогласно решила идти на гору своими силами: без услуг гидов, лошадей, носильщиков, заранее готового трансфера и прочих благ. И завертелось!

Всего пара дней понадобилась на выбор дат, покупку билетов и страховки на случай заболевания COVID-19. Месяц ожидания хотелось провести с максимальной пользой. Тем более опыт недавнего восхождения на г. Казбек подсказывал, что нужно хорошенько подготовиться: облегчить снаряжения и заранее составить план акклиматизации.

  

Перелет

Рейс «Запорожье – Ван» от Turkish Airlines обошелся в 200$ с человека в обе стороны с учетом 30(!) кг багажа. Что довольно приятно, учитывая пересадку в Стамбуле и расстояние. В аэропорту Ван нас ждал сюрприз. Оказалось, что багаж не прилетел из Стамбула. Позже выяснилось, что в наклейке багажа при отправке по ошибке указали кончную точку Стамбул. Помню как «милая» сотрудница запорожского аэропорта на вопрос: «Багаж точно перегрузят до города Ван?» с уверенностью и, главное, с улыбкой ответила: «Да!» 

В аэропорту Ван заверили, что багаж прибудет на следующий день около 10:00 утра. Поэтому ничего другого не оставалось, как искать ночлег в этом городе. На часах было 18:30, так что можно было не спешить и прогуляться пешком.

Карантин оставил след и тут - большинство отелей по пути были закрыты. Первая вывеска Open оказалась лишь через 7 км пути. На ресепшене озвучили цену в 280 лир за ночь, включая завтрак. Нам это показалось слишком дорого и мы собрались уходить. Однако, увидев, что редкие клиенты уходят, сотрудник отеля скинул цену до 200 Лир. Так, первая ночь в Турции была весьма комфортной. 

(38°29′54.77″N 43°23′20.42″E)

    
Начало пути

Главной задачей на утро следующего дня было получить багаж. Транспортная лента аэропорта знатно потрепала нам нервы, выплюнув рюкзаки едва ли не в самом конце!

Следующим пунктом нужно было добраться до г. Догубаязит. Таксисты аэропорта, ссылаясь на коронавирус, пытались было посадить каждого в отдельное такси. Но не тут-то было! Так что через 20 мин вся группа была на автовокзале г. Ван. К слову, из развлечений там есть только туалет, киоск с шаурмой и парикмахерская.

(38°30′49.24″N 43°22′38.72″E) 

Такси обошлось нам в 30 лир, а билет на автобус - в 50 лир. Путь длиной в 160 км занял примерно 2.5 часа.

Недалеко от автобусной остановки оказалось недорогое кафе со вкусной местной едой. Обед из супа-чорба, кебаба и айрана обошелся в 30 Лир. Тут же можно заказать такси, которое отвезет вас к началу маршрута, в с. Элли, которое находится уже на высоте 2200 м над уровнем моря. Стоимость 150 Лир за легковую машину. Впихнуть четырех человек с большими рюкзаками в Рено Логан? – не вопрос, для местных таксистов нет ничего невозможного! 

(39°33′02.72″N 44°04′45.4″E)

 

"Восхождения напоминают хорошо спланированную работу – подъем, завтрак, сборы, выход на маршрут, разбивка лагеря. 

И так до заветной цели. Все просто – иди и дыши".

 

Первая стоянка

Первая стоянка группы на отметке 2400 м. Мы нашли отличную ровную площадку, правда без воды. Это только в заранее подготовленных лагерях для участников коммерческих походов проложен водопровод. По нему течет вода с вечно снежной шапки Арарата. Но если вы поднимаетесь своими силами, то продумывайте заранее источники питьевой воды. ( 39°39′18.47″N 44°13′57.58″E), (39°39′31.97″N 44°14′27.51″E)

Вторая стоянка

Высота 3200 м, около 6 часов ходу. Выбор пал на хорошую площадку с водой метров 100 ниже. Найти места под палатку в такой местности - процесс непростой. Рельеф очень каменистый и поставить лагерь «где попало» не выйдет. Оставшуюся часть дня решили потратить на акклиматизионный подъем до высоты 3800 м.  ( 39°39′31.97″N 44°14′27.51″E ), ( 39°39′31.97″N 44°14′27.51″E)  
 

"Наметить тропу с вечера – тоже полезное мероприятие. Потому как каменистая почва отлично скрывает все следы, уж тем более в темное время суток."

 

  

Третья стоянка 

Не доходя метров 50 до второго лагеря решили разбить третью стоянку. А остаток дня снова посвятили акклиматизации – совершили радиальный выход до высоты 4600 м. (39°41′20.6″N 44°17′06.1″E) 

 

"Альпинизм – это ранний подъем. Арарат – не исключение. Ранний выход в 2:30 требует от всех готовности, что называется, с вечера.

Ведь все функции организма в такое время сводятся к борьбе со сном.”

 

Штурм вершины

Каков будет штурм вершины Арарата - зависит от месяца. Путь в основном проходит по камням и сыпухе. Не самый приятный рельеф для ночной прогулки. Финальный участок - плотный фирн. Его нужно проходить в кошках и с ледорубом или, как минимум, трекинговыми палками. Весь штурм занимает около 4,5 – 5,5 часов и зависит конечно же от физической формы альпиниста.

А вот и долгожданная вершина! 5165 м. Тут понимаешь, ради чего терпел лишения и совершал весь этот труд. 

Дело сделано! 
Арарат – бесспорно интереснейшая вершина для путешественников всех уровней подготовленности.
И уж точно подарок для многих альпинистов в этот странный 2020 год.

 

”Достигнуть вершины - это только 50% работы. В душе смятение от того, что вот она цель, но по-прежнему тяжело.

Дальше будет спуск: все тот же тяжелый рюкзак и камни под ногами. Но это будет потом.

А пока - невероятное ощущение вершины. И виды, виды, виды! Ведь только здесь можно увидеть и прочувствовать такие картины!"

 


Коломоец Артём - редактор блога о путешествиях. Ценитель походов горы и высотных восхождений, а также групповых и сольных велопутешествий. 
Его девиз: “Зачем сидеть дома, когда вокруг столько прекрасных живописных мест?”