1. Технологии верха
  2. Технологии средней подошвы
  3. Технологии подошвы

В прошлой статье мы уделили много внимания долгому и увлекательному пути развития компании с момента основания и по сегодняшний день. В этой статье мы уделим внимание технологиям, используемым при пошиве беговых кроссовок ASICS. Для удобства мы их разделили на три категории: технологии верха, средней подошвы и подошвы.

Технологии верха

Heel clutching system™. Разрыв пятки с подошвой в обуви является достаточно распространённым явлением как в спортивной, так и в повседневной обуви. Чаще всего это является причиной возникновения натираний и мозолей в области ахиллового сухожилия. В спортивной обуви этот дефект также негативно сказывается на эффективности амортизации и производительности модели. Для предотвращения этой проблемы инженеры ASICS разработали уникальный экзоскелет Heel clutching system. Представляет из себя специальную конструкцию из смолы в задней части кроссовка, которая надёжно фиксирует пятку, при этом не причиняя дискомфорта пользователю. Конструкция экзоскелета варьируется в зависимости от формы пятки кроссовка.

Personal Heel Fit (P.H.F.). Является гармоничным дополнением к технологии Heel clutching system. В пяточной части кроссовка располагается вставка из трёхслоной пены, принимающая форму пятки пользователя, тем самым обеспечивая её плотное прилегание. При этом пена снова примет первоначальную форму в случае длительного отсутствия эксплуатации кроссовка (своего рода «эффект памяти»).

Asymmetrical Lacing™. Посмотрев на поперечный разрез стопы можно отметить, что он не симметричный – самая высокая точка подъёма расположена на внутренней стороне стопы. Расположив люверсы для шнурков вдоль верхней части подъёма можно достигнуть натяжения шнуровки через большую поверхность кроссовка. Такое решение обеспечивает лучшую фиксацию стопы и снижает трение шнурков в люверсах, что положительно сказывается на их долговечности.

FluidFit™. Кроссовки для бега должны обладать малым весом и при этом обеспечивать надёжную фиксацию стопы. Во время бега одна часть стопы поддаётся постоянным изгибам, в то время как другая часть стопы остаётся практически неподвижной. Исходя из этого в зоны стопы, не подверженные изгибам, были добавлены армированные вставки для лучшей фиксации, в то время в местах постоянных сгибов используется более эластичная сетка, которая растягивается, принимая форму ноги во время сгибаний. Такая комбинация материалов обеспечивает надёжную фиксацию и идеальную посадку кроссовка по стопе без увеличения его веса.

Biomorphic Fit™. Родственная разработка с технологией FluidFit™. Представляет из себя эластичный материал, применяемый в местах стопы, которые наибольше склонны к деформации во время бега. Это улучшает реакцию верха кроссовка на изменение формы стопы во время бега позволяя двигаться с ней в унисон.

Discrete Eyelet™. Обычно, люверсы для шнуровки в обуви расположены в один ряд и имеют общую платформу – в момент натяжения шнурки будут равномерно затягиваться по всей длине шнуровки. Но наша стопа имеет разную форму верха и такое сжатие может доставлять дискомфорт. Разработчики ASICS пошли другим путём создав для каждого люверса отдельное вплетение, благодаря чему при шнуровке кроссовок может подстраиваться под форму стопы человека.

Технологии средней подошвы

GEL Technology™. Безусловно, главная технология в арсенале ASICS, ставшая уже практически визитной карточкой бренда. Представляет из себя созданный из инертных полимеров силикон, который эффективно поглощает ударную нагрузку во время ходьбы или занятий спортом. Используется как в спортивной, так и в повседневной обуви. Чаще всего размещается в пяточной зоне кроссовок, но также встречается и в носовой части (подошва в моделе городских кроссовок GEL-QUANTUM 360 и вовсе практически полностью состоит из геля).

Trusstic™. Во время бега обувь может начать скручиваться и доставлять дискомфорт спортсмену. Для предотвращения этой проблемы в кроссовках ASICS используются специальные опоры из углеродной смолы, расположенные в центральной части кроссовка под сводом стопы, которые обеспечивают надёжную фиксацию и предотвращают скручивание подошвы кроссовка. Отдельно нужно отметить комбинацию данной системы поддержки с технологией Guidance line, которая образует целостную структуру средней подошвы и обеспечивает улучшение эффективности тренировок. Такая кооперация технологий получила название Guidance Trusstic.

Duomax™. Гиперпронация (сильный завал стопы на внутреннюю сторону) является достаточно распространённым явлением. И если в обыденной жизни негативное воздействие от неё не так ощутимо (не считая более быстро стирающуюся внутреннюю сторону подошвы в обуви), то при занятии бегом гиперпронация может привести к достаточно серьёзным проблемам с суставами колен, стопы и голеностопа. Для корректировки пронации в беговых кроссовках ASICS используется технология Duomax, представляющая из себя двухслойную межподошву, состоящую из материалов разной плотности, которая эффективно фиксирует стопу, предотвращая её завал внутрь.

Последние две технологии вместе с выше упомянутой технологией Heel clutching system™ и технологией Guidance line™, о которой речь пойдёт дальше, составляют основу системы, которая позволяет задействовать весь потенциал стопы атлета – Impact Guidance System (I.G.S.). В одной системе данные технологии взаимодействуют настолько слаженно, будто повторяют взаимодействие разных частей стопы, что по сути кроссовок становится её неотъемлемой частью. Обувь с системой I.G.S. очень удобна, осуществляет поддержку и фиксацию стопы, компенсирует избыточные нагрузки, при этом позволяя двигаться стопе естественным образом.

SpEVA™. Материал межподошвы на основе этиленвинилацитата. Для того, чтобы улучшить упругость межподошвы в слой этиленвинилацитата (EVA) были внедрены микроскопические резиновые шарики. Такое внедрение сохранило малый вес и амортизирующие свойства материала, но при этом повысило «отскок» на 20%. Также это оказало положительное воздействие на долговечность обуви. Выпускается с разной жёсткостью.

Solyte™. Материал средней подошвы, основу которого составила эластичная смола, применяемая при производстве автомобильных бамперов для амортизации ударов. Данный материал отличался меньшим весом, лучшим отскоком и почти на 20% большей амортизацией в сравнении с этиленвинилацитатом (EVA).

FluidRide™. Средняя двухслойная подошва, состоящая из комбинации материалов Solyte и SpEVA. Слой расположенный внизу этого сэндвича из пены Solyte эффективно поглощает удар во время приземления стопы, тем самым обеспечивая хорошую амортизацию. Второй слой, расположенный ближе к стопе, выполнен из более упругого материала SpEVA, который способствует лучшему отталкиванию во время бега. Резюмируя можно отметить, что такая конструкция обеспечивает отличную амортизацию и эффективный отскок, без увеличения веса кроссовка.

Shear Deformation. Во время бега и прыжков на суставы стопы и ног ложится большая нагрузка, часто превышающая вес самого человека. Хотя в современных беговых кроссовках используется специальные амортизирующие вставки, но их может быть недостаточно, а добавить дополнительное количество амортизатора невозможно технически. Для решения этой проблемы инженеры из института ASICS решили по экспериментировать не с составом амортизирующих вставок, а с их конструкцией. Был изменён наклон амортизирующих гелевых вставок (если упрощённо – гелевая вставка была закручена по часовой стрелке) и, кроме этого, на амортизирующих вставках были нанесены специальные прорезы (с учётом воздействия вертикальной нагрузки). Исследования показали существенное улучшение амортизирующих свойств межподошвы, благодаря такому техническому решению.

SEW Midsole™. Этиленвинилацитат (EVA), который пользуется большой популярностью для производства межподошвы у производителей спортивной (и не только) обуви, имеет свойство к затвердеванию в условиях низких температур, что негативно сказывается на его амортизирующих свойствах. Именно для решения этой проблемы и был разработан данный материал. При его создании были задействованы ингредиенты более устойчивые к затвердеванию в условиях холода, благодаря чему обувь с межподошвой из SEW Midsole ™ обеспечивает лучшую амортизацию во время зимних тренировок.

Propulsion Plate™. Движения, создающие большую нагрузку на обувь, такие как отталкивание и прыжки, вызывают локальный изгиб подошвы, что может препятствовать стабильному и плавному движению. Для предотвращения этой проблемы во внешнюю подошву были добавлены пластины из твёрдого пластика для распределения нагрузки во время движений. Форма пластин напрямую зависит от вида спорта, для которого предназначены кроссовки (бег, теннис, волейбол и т. д.).

Archsustain™. Сильный прогиб свода стопы во время длительного забега является одной из распространённых причин возникновения травм у спортсменов. Для уменьшения негативного воздействия на свод стопы в беговых кроссовках ASICS используется специальная вставка из жаростойких материалов, которые не размякают во время длительного забега и служат опорой для свода стопы, предотвращая его чрезмерное опускание.

FlyteFoam. Последний на данный момент материал межподошвы, разработанный инженерами ASICS. На его создание ушло три года и более 300 тестов прототипов материалов. Материал межподошвы выполняет несколько задач: амортизация, отзывчивость (насколько быстро кроссовок реагирует на ваши движения), защита от повреждения стопы и т. д. Кроме того желательно, что бы она была лёгкой и износостойкой.

Для получения материала, соответствующего данным требованиям, многие производители берут за основу пенный материал, состоящий из герметичных, изолированных друг от друга полых ячеек (закрытоячеистый материал). Чаще всего это этиленвинилацетат (EVA). Затем материал накачивается воздухом, который заполняет собой полости между ячейками, тем самым расширяя их. Полученный вздутый материал обеспечивает хорошую амортизацию и обладает малым весом, но при этом обладает слабой долговечностью. Кроме того, если пена будет иметь большую толщину, что положительно сказывается на амортизации, будет ухудшаться отзывчивость кроссовка.

В результате проведённых исследований инженеры ASICS нашли новое решение. Им удалось уменьшить стенки ячеек, благодаря чему воздух заполнил больший объём без увеличения толщины пены. Затем для придания материалу долговечности в пену были добавлены волокна кевлара, которые условно говоря стали выполнять функцию каркаса. Полученный материал является самым лёгким из используемых при производстве межподошвы кроссовок ASICS – в среднем он на 55% легче материалов, используемых для этих целей. Кроме того, использование волокон кевлара добавило новому пенному материалу, получившему название FlyteFoam, прочности и долговечности.

С момента выпуска в 2016 и по сегодняшний день инженеры компании продолжают экспериментировать с данной технологией, что привело к образованию целого семейства пенных материалов FlyteFoam. По мимо классической версии, которая также может называться FlyteFoam Lite, в арсенале технологий ASICS представлены следующие вариации пены FliteFoam:

  • FlyteFoam Propel. Для придания пене большей упругости в базовую версию был добавлен специальный термопластовый эластомер, придавший ей большую упругость и износостойкость. Возврат энергии данного пенного композита составил 60% - данный показатель вычисляется в лаборатории журнала Runner`s World и обозначает процент возврата энергии пены при отскоке в момент распрямления после полного сжатия.

  • FlyteFoam Blast. Этот пенный композит появился в результате поисков ещё большей упругости и возврата энергии. И название материала (в переводе с английского – «Взрыв») как нельзя лучше характеризует его. Какие ингредиенты инженеры добавили в этот композит – тайна покрытая мраком, но в результате был получен материал с потрясающей упругостью и возвратом энергии, который буквально создаёт ощущение батута под ногами. При этом FlyteFoam Blast обладает меньшей плотностью, чем FlyteFoam Propel, что говорит о его меньшем весе.

  • FlyteFoam Blast Turbo. Самый лёгкий и самый упругий пенный композит в арсенале ASICS. Но, как это часто бывает, с уменьшением веса уменьшается износостойкость и долговечность материала и данный случай не стал исключением – FlyteFoam Blast Turbo наименее прочный в семействе. По этой причине он используется только в линейке соревновательный кроссовок.

Технологии подошвы

ASICS high abrasion rubber (AHAR™). Устойчивость к истиранию подошвы сильно влияет на срок службы обуви. С целью улучшения стойкости к истиранию в качестве основного материала наружной подошвы была взята резина, применяемая при производстве автомобильных покрышек. В дополнение к ней был добавлен армирующий материал, что в результате дало отличный результат: AHAR и AHAR+ соответственно в два и в три раза превышают по прочности обычную резину, используемую при производстве подмёток для спортивной обуви. Также стоит отметить, что помимо прочности резина AHAR обладает отличной сцепляемостью и при этом почти вдвое легче прочих материалов, применяемых в производстве подмёток.

Guidance line™. Для комфортного и безопасного бега большое значение имеет техника постановки ноги, с чем у начинающих спортсменов зачастую возникают проблемы. Для того, чтобы облегчить эту задачу в подошве кроссовок ASICS расположен специальный дугообразный канал от пятки до носка, повторяющий форму естественного изгиба стопы во время бега. В момент приземления и отталкивания центр давления спортсмена сосредотачивается в этом канале, что естественном образом способствует правильной постановке стопы во время бега, что способствует большему комфорту и лучшим результатам спортсмена.

FluidAxis™. Данная технология была разработана для воссоздания ощущения бега босиком по песку. На подошве в районе пятки и подъёма стопы расположены два перекрещенных между собой канала. Первый закручивается по оси и не мешает естественным движениям суставов стопы во время бега. Второй канал стабилизирует стопу в момент соприкосновения кроссовка с землёй.

WET GRIP Rubber™. Материал подошвы, разработанный для лучшего сцепления с мокрой гладкой поверхностью – асфальт после дождя, теннисный корт или волейбольная площадка, мокрая от пота спортсменов и т. д. Для достижения этой цели за основу был взят натуральный каучук, применяемый при производстве зимних автомобильных покрышек, в который добавились различные мелкие элементы на подобие высевок, которые проникая сквозь слой воды, увеличивают площадь контакта подошвы с поверхностью, благодаря чему достигается хорошее сцепление.

IceWalk Rubber™. Данная технология подошвы чаще всего применяется в моделях обуви, предназначенной для тренировок в холодное время года. Для обеспечения эффективного сцепления с намокшей и даже обледенелой поверхностью в резиновую подошву добавили кварцевый песок, который проникая сквозь водную прослойку, образуемую поверх льда, обеспечивает отличное сцепление, по сути выполняя роль шипов. Резина, используемая в данной технологии, не затвердевает даже при низких температурах.

Snow Compound Rubber™. Подошва, применяемая в производстве обуви для тренировок на заснеженных и обледенелых поверхностях. Подошва выполнена из мягкого каучука, не затвердевающего на морозе и сконструирована так, чтобы увеличить площадь соприкосновения с поверхностью. Такие решения оказали положительное воздействие на сцепление подошвы с обледенелой поверхностью.