Содержание:

  1. Принцип работы жидкотопливных горелок
  2. Виды топлива
  3. Обзор моделей горелок
  1. Выводы и рекомендации по использованию

 

У газовых горелок, о которых шла речь в прошлой статье, при всех своих преимуществах есть один общий весомый недостаток – невозможность использования газа при экстремально низких температурах (ниже 22 °C мороза). Поэтому, несмотря на бурное развитие горелок, работающих на газе, жидкотопливные горелки продолжают прочно удерживать свою нишу на рынке, имея статус самых универсальных. В этой статье мы рассмотрим основные особенности использования и принцип работы жидко и мультитопливных горелок, а также сделаем сравнительный обзор моделей горелок, доступных на рынке Украины.

 

Принцип работы жидкотопливных горелок

«…Не шалю, никого не трогаю, примус починяю.»

Вполне вероятно, что кот Бегемот из бессмертного произведения Михаила Булгакова, занимался починкой горелки авторства шведского инженера Франца Вильгема Линдквиста, разработанной аж в 1892 году. Данная керосиновая, бесфитильная, бессажевая горелка получила название «Primus №1».

С тех пор принцип работы горелок на жидком топливе практически не изменился. В резервуар заливается жидкое топливо – примерно 2/3 от объёма. С помощью специального поршневого насоса нагнетаем давление внутри резервуара, в результате чего топливо начинает поступать в специальную трубку. Для нормального функционирования необходим предварительный нагрев горелки. Поэтому, перед началом использования, когда в результате нагнетания выделится достаточное количества топлива, нужно перекрыть подачу и поджечь бензин. Когда бензин практически догорит, открываем подачу топлива. При правильном обращении должно вырываться стабильное пламя синего цвета. Если из рассекателя горелки вырывается жёлтое либо оранжевое пламя, значит горелка не до конца прогрелась, либо же вы используете топливо очень низкого качества. Попробуйте увеличить или уменьшить подачу топлива – если через 10 минут ничего не изменится стоит потушить горелку, дать ей остыть и попробовать поджечь её заново.

Первые жидкотопливные горелки имели цельную конструкцию со встроенным резервуаром для топлива. Именно с такими портативными печками экспедиция Рауля Амундсена открывала Южный полюс, а Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей совершали первое в истории человечества восхождение на Эверест. 

Тенцинг Норгей и Эдмунд Хиллари

Главным недостатком таких горелок являются большой вес и габариты. «Старая гвардия» наверняка помнит целую серию жидкотопливных горелок «Шмель». Тяжёлые, специфичные в использование, занимающие чуть ли не треть рюкзака. Под потребности туристов выпускалась более компактная модель ПТ-1 «Примус туристический» – складной «чемоданчик», который можно назвать братом-близнецом шведской горелки Optimus 8r Hunter.

ПТ-1

Современные мульти и жидкотопливные горелки отличаются большей мощностью, меньшим весом и компактностью благодаря отдельному резервуару для топлива, соединённому с горелкой с помощью выносного шланга. Дополнительным плюсом данной конструкции является возможность полноценного использования ветрозащитных экранов, что существенно повышает эффективность горелки и снижает расход топлива.

 

Виды топлива

Большое влияние на эффективность и долговечность горелок данного вида оказывает качество используемого вами топлива. Чаще всего применяются следующие виды топлива:

  • Бензин «Калоша» – бензин-растворитель с октановым числом в пределах 50-54, более известный на западе, как White Gas или Naphta. Является самым легко воспламеняемым топливом на сегодняшний день. Имеет высокую энергетическую ценность (порядка 10200 ккал/кг), благодаря чему существенно снижается расход топлива. Настоятельно рекомендуется использование именно этого вида бензина всеми производителями мульти и жидкотопливных горелок. Использование других видов жидкого топлива рекомендуется только в крайних случаях по причине невозможности использования «Калоши». Данный вид бензина имеет большое распространение – практически в любой стране его можно найти на полках хозяйственных магазинов среди растворителей.

  • Неэтилированный бензин (White Gasoline, Unleaded gas) – обычный автомобильный бензин, который можно заполучить на любой заправке. Очень близок по своим свойствам к «Калоше», но в отличии от неё содержит в себе вредоносные присадки, которые при сгорании начинают испарятся и кроме этого приводят к быстрому забиванию форсунок и трубок горелки.

  • Керосин – по своим свойствам очень близок к «Калоше»: энергетическая ценность составляет 10100 ккал/кг. Но, как и в случае с автомобильным бензином, содержит в себе большое количество примесей, быстро забивающих рабочие узлы горелки и тем самым выводящие её из строя. Крайне не рекомендуется использование Уайт-спирита, средней части керосина. Хотя в отличии от керосина, он существенно меньше загрязняет горелку, но при этом имеет высокую летучесть, что может привести к самым неприятным последствиям – от загрязнения одежды или продуктов и вплоть до пожара. Ещё одним негативным последствие использования Уайт-спирита является разрушение прокладок в горелке и топливной фляге, что в результате может привести к протечке.

  • Дизельное топливо – использование данного вида топлива допускается буквально в нескольких жидко и мультитопливных горелках. Как и в случае с керосином и неэтилированным бензином, рекомендуется использование только в крайних ситуациях, по причине сильного засорения трубок и форсунок горелки. Кроме того, нужно отметить, что дизельное топливо имеет самую низкую энергетическую ценность из рассматриваемых вариантов – 9800 ккал/кг. Большое значение имеет качество топлива, поэтому учтите, что на территории постсовецкого пространства и в странах Центральной Азии доступен дизель очень низкого качества.

  • Газ – возможность использования газовых баллонов является свойством, превращающим жидкотопливную горелку в мультитопливную. Существенно проще в использовании. Практически не наносит вреда горелке. Главным недостатком является невозможность использования в условиях низких температур и необходимость большего количества топлива (газовых баллонов).

 

Обзор моделей горелок

Для начала мы подготовили сравнительную таблицу мульти и жидкотопливных горелок, доступных в открытой продаже в Украине 

Название модели Вес, гм* Время закипания воды, мин ** «Калоша» Бензин Керосин Дизель Газ Количество форсунок в наборе Регулировка пламени
Primus MultiFuel 373 4.3 да да да да да 3 нет
Primus OmniFuel 375 3 да да да да да 3 да
Primus OmniLite Ti 239 2.4 да да да да да 3 да
MSR Whisperlite International 420 3.5 да да да нет нет 2 нет
MSR Whisperlite Universal 420 3.5 да да да нет да 2 нет
MSR XGK EX 490 3.5 да да да да нет 2 нет
MSR DragonFly 510 3.5 да да да да нет 2 да
Optimus Nova 460 3.5 да да да да нет 1 да
Optimus Polaris Optifuel 475 3.4 да да да да да 1 да
Kovea Booster Dual Max 340   да нет нет нет да 1 нет
Kovea Booster +1 530   да нет нет нет да 1 нет
Kovea Booster Calm 491   да нет нет нет нет 1 нет
Kovea Hydra 510   да нет нет нет да 1 нет
Soto StormBreaker 448   да да да да да 1 нет
Fire-Maple FMS-F3 321   да да да да нет 1 нет
Fire-Maple FMS-F5 228   да да да да нет 3 нет
Fire-Maple Rhinoceros 760   да да да да нет 1 нет
Pinguin Pyro 255   да да да да да 1 нет

* указан вес горелки с выносным шлангом и нагнетателем без фляги для топлива

** подразумевается время за которое закипает 1 литр воды при комнатных условиях и использовании «Калоши», без учёта времени на разогрев печки. К сожалению не все производители указывают данный показатель

Горелки Primus

Начиная с момента основания Францем Вильгемом Линдквистом в 1982 году и по сегодняшний день шведская компания Primus остаётся одним из самых авторитетных производителей портативного горелочного снаряжения.

На данный момент в каталоге Primus присутствуют три модели мультитопливных горелок: MultiFuel, OmniFuel и OmniLite Ti. Основой для всех моделей является выпускаемая c 1996 года первая в мире горелка работающая и на жидком топливе, и на газе – Primus MultiFuel. Лёгкая, компактная и надёжная конструкция с минимальным количеством подвижных частей, что существенно упрощает уход и ремонт горелки. 

Primus MultiFuel

Primus OmniFuel – является усовершенствованной версией MultiFuel. В конструкцию помимо вентиля, открывающего доступ топливу в выносной шланг, которым весьма затруднительно регулировать мощность пламени, добавился регулятор огня, более точно регулирующий напор и расход топлива. Также в результате усовершенствований увеличилась мощность горелки.

Primus OmniFuel

Primus OmniLite Ti – облегчённая версия OmniFuel. Благодаря титановому корпусу существенно снизился вес горелки. Производитель рекомендует данную модель для туристов, предпочитающих путешествовать в небольшой компании или самостоятельно, но при этом испытывающих потребность в возможности использования разных видов топлива.

Primus OmniLite Ti

Все модели комплектуются набором сменных форсунок, крепящихся на одной из опорных ножек горелки, и имеющие специальную маркировку для удобства в использовании. Также стоит отдельно отметить входящий в комплект к каждой описанной горелке, многофункциональный инструмент для ремонта и обслуживания Primus ErgoPump с иглой для прочистки форсунок. 

В стандартный набор мультитопливных горелок Primus входит тюбик масла для обслуживания горелки, тонкий фольгированный экран, представляющий собой одновременно и ветрозащиту и теплоотражатель, и прочный нейлоновый чехол.

Все описанные выше модели горелок производятся в Европе.

 

Горелки MSR

Торговая марка MSR «Mountain Safety Research» была основана в 1969 году в Сиэтле инженером, изобретателем и по совместительству альпинистом и большим поклонником гор Ларри Пенберти. По результатам независимых испытаний, проводимых Пенберти, было установлено, что большинство используемого в то время альпинистского снаряжения не выдерживает заявленные производителем нагрузки. Под впечатлением от этих результатов Ларри принял решение посвятить свою жизнь повышению безопасности в горах и начал «крестовый поход» за улучшение качества снаряжения. 

Ларри Пенберти

Первоначально Пенберти планировал выпускать исключительно информационный бюллетень с результатами тестов снаряжения. Но довольно быстро он пришёл к выводу, что может выпускать более качественное снаряжение, чем то, что было доступно в то время. Помимо выпуска альпинистских карабинов, ледорубов и касок, одним из первых успешных продуктов Ларри была первая в мире жидкотопливная горелка с выносным шлангом – MSR Model 9 Stove

MSR Model 9 Stove

Дальнейшая модернизация горелочного снаряжения привело к появлению фляги для топлива MSR Fuel Bottle, ставшей стандартом для всей индустрии и к выпуску в 1982 году легендарной жидкотопливной горелки MSR WhisperLite. Работающая на White Gas («Калоша») MSR WhisperLite зарекомендовала себя как надёжная горелка, с малым весом и возможность в собранном виде поместится в походный котелок. На долгие годы эта горелка стала бестселлером продаж – в 1995 году был продан миллионный экземпляр данной модели. По сегодняшний день WhisperLite остаётся основой для всех жидко и мультитопливных горелок MSR

MSR WhisperLite

Сегодня в каталоге MSR представлены два прямых потомка WhisperLiteWhisperLite Universal и WhisperLite International.

WhisperLite Universal – единственная полноценная мультитопливная горелка в коллекции MSR. Работает как на жидком топливе, так и на сниженном газе. Отличительной стороной горелки является наличие технологии AirControl, обеспечивающей оптимальную топливовоздушную смесь (в независимости от того какой вид вы используете). В комплект входит набор форсунок под разное топливо.

MSR WhisperLite Universal

WhisperLite International – по сути является усовершенствованной версией бестселлера WhisperLite. Для использования горелки в странах Европы и Азии, где может использоваться самое разное топливо далеко не всегда высокого качества, в старый добрый WhisperLite добавился набор форсунок и генераторная трубка большего диаметра. Для уменьшения веса проволочные стойки были заменены на ножки из нержавеющей стали.

MSR WhisperLite International

XGK EX – более 35 лет считается самой надёжной и неприхотливой в плане топлива жидкотопливной горелкой. Благодаря набору сменных форсунок работает на любом виде жидкого топлива, даже на дизельном.

MSR XGK EX

DragonFly – компактная жидкотопливная горелка, работающая на всех перечисленных выше видах жидкого топлива. Единственная горелка в каталоге MSR имеющая двойную регулировку пламени.

MSR DragonFly

Отличительной чертой всех горелок MSR является присутствие в конструкции технологии Shaker Jet – рядом с форсункой расположена специальная иголка, очищающая её при встряхивании горелки или переноске её в рюкзаке. Благодаря этому вам придется намного реже чистить горелку.

Все мульти и жидкотопливные горелки производятся в Сиэтле, США.

 

Горелки Optimus

После рассмотрения продукции торговых марок Primus и MSR нельзя не упомянуть о горелках ещё одного брэнда, входящего в триумвират самых авторитетных производителей горелочного снаряжения – шведской компании Optimus. Основанная в 1899 году, уже на протяжении более 100 лет продукция Optimus отличается высокой надёжностью и «шведским» качеством.

В Украине доступны в продаже две модели горелок Optimus данного вида – жидкотопливная Nova и мультитопливная Polaris OptiFuel.

Optimus Polaris OptiFuelOptimus Nova

Конструктивно обе горелки очень схожи. Имеют одинаковый корпус и регулятор мощности пламени. Оснащены магнитной иглой для очистки форсунки – аналог технологии MSR Shaker Jet. Но в отличии от технологии MSR, в данных горелках возможна прочистка форсунки прям во время приготовления пищи.

В отличии от горелок Primus и MSR, в горелках Optimus предусмотрена одна форсунка для всех видов топлива – и жидкого и газа. С одной стороны, в этом есть определённое удобство – не нужно менять форсунку под каждый вид топлива. С другой стороны, у такой форсунки намного больше шансов быстрее забиться. Насколько эффективно будет справляться с очисткой форсунки магнитная игла – вопрос открытый. По большому счёту опять-таки всё сильно упирается в качество используемого топлива. В связи с этим можно встретить как положительные, так и критические отзывы на данную продукцию. 

 

Мультитопливные и жидкотопливные горелки других производителей

В первую очередь нужно отметить, что практически все горелки оставшихся производителей имеют в своих конструкциях только одну форсунку, при этом не предусмотрена никакая встроенная система её прочистки. Поэтому в основном все они рассчитаны для использования «Калоши» либо сжиженного газа.

Начнём с лёгкой и компактной мультитопливной горелки StormBreaker от японской фирмы Soto. Особенностью данной модели является отсутствие необходимости предварительного прогрева горелки – открываете на половину клапан подачи топлива, чтобы зажечь горелку, считаете до 10 и открываете клапан на необходимую мощность. Производится в Японии.

Soto StormBreaker

Горелки от корейской фирмы Kovea отличаются простотой конструкции, надёжностью и малым весом. В отличии от всех моделей, описываемых в данном разделе горелка Kovea Booster Dual Max имеет встроенную автоматическую очистку форсунки. Также отдельно стоит отметить модель Kovea Hydra имеющую специальный «шумогаситель». Вся продукция Kovea производится в Южной Корее.

Kovea Booster Dual Max Kovea Hydra

Переходя к горелкам от китайской фирмы Fire-Maple и чешской компании Pinguin стоит в первую очередь отметить их весьма привлекательную стоимость и хорошие технические характеристики. Но учтите, что к таким горелкам сложно найти комплектующие запчасти в свободной продаже. 

Отдельно выделим горелку Fire-Maple FMS-F5 – самую лёгкую жидкотопливную горелку в мире. При малом весе, горелка обладает достаточной надёжностью – конструкция выдерживает нагрузку в 90 килограмм. В отличии от остальных горелок данного производителя, в этой модели идёт комплект из трёх сменных форсунок.

Fire-Maple FMS-F5

 

Выводы и рекомендации по использованию

Безусловными преимуществами жидко и мультитопливных горелок можно назвать следующие факторы:

Стабильность. Как уже неоднократно отмечалось выше преимуществом данного вида горелок является возможность их использования при практически любых температурах и погодных условиях. Кроме свойств жидкого топлива, это достигается также за счёт возможности самостоятельной регулировки давления в топливном баллоне.

Общая экономия веса. Жидкое топливо в общем объёме будет иметь существенно меньший вес в сравнении с газовыми баллонами. Тем более нужно учесть, что вам придется нести израсходованные газовые баллоны для утилизации чаще всего до самого конца похода.

Цена и распространённость топлива. Газовые баллоны запрещены к провозу в самолётах. Также они отличаются существенно более высокой ценой. В этом плане у жидкого топлива явное преимущество – в любой стране мира вы сможете найти минимум автомобильный бензин. Кроме того, практически в любом хозяйственном магазине вам смогут предложить бутылку бензина-растворителя типа «Калоши».

Но во всей этой «бочке мёда» есть несколько увесистых «ложек дёгтя»:

Цена горелки. Самые бюджетные жидко и мультитопливные горелки будут дороже самых дорогих газовых горелок.

Прихотливость в использовании. Все жидко и мультитопливные горелки требуют очень бережного отношения к себе. Обязательно перед походом не забывайте чистить и смазывать горелку. Все производители рекомендуют использовать в качестве жидкого топлива исключительно бензин-растворитель («Калоша»). К остальным видам жидкого топлива стоит прибегать только в крайних случаях.

Сложность в запуске горелки. В отличии от газовых горелок в жидкотопливных требуется специальный «ритуал» по прогреву горелки. У опытного пользователя это занимает несколько минут. Чего не скажешь про новичков. Кроме того, эта процедура усложняется в холодных условиях, когда вам приходится разжигать горелку в толстых перчатках или в тесном тамбуре палатки. Мы специально старались собрать в этой статье подробные видео ролики с демонстрацией запуска горелок разных производителей. Перед началом использования обязательно внимательно ознакомьтесь с инструкцией.

Шум и запах. Мульти и жидкотопливные горелки издают существенно больше шума во время работы в сравнении с газовыми горелками. Днём безусловно это не вызовет особых проблем. Но если вы занимаетесь альпинизмом и выход вашей группы назначен на 4:00 утра — это может вызвать явное неудобство. Шум горелки, готовящей вам завтрак, вызовет огромное желание у спящих в соседних палатках пожелать вам «крепкого здоровья» и «счастливого пути». Вторым неприятным нюансом является характерный запах, издаваемый горелкой во время работы, способный впитаться в вашу одежду и снаряжение. Поэтому позаботьтесь об плотной упаковке горелки в чехол, а лучше приобретите для неё отдельный прочный гермомешок.

В конце мы хотим привести несколько советов по подбору и использованию горелок, рассмотренных в этой статье:

  • Чем проще конструкция горелки и чем меньше в ней мелких деталей – тем надёжней и проще она будет в использовании и обслуживании
  • Проверяйте наличие ремнабора в комплекте. Узнайте про возможность приобретения комплектующих сменных запчастей к горелке
  • Для большей эффективности используйте посуду с теплообменником, либо же приобретите съёмный теплообменник для котелка от MSR.

MSR Heat Exchanger

  • Используйте ветрозащиту. Обычно она идёт в комплекте к горелке. Если её не оказалось – вы можете приобрести её отдельно.

Tatonka Faltwindschutz 8tlg

  • По возможности в качества топлива используйте исключительно «Калошу»
  • ВАЖНО!! ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЕ ИНСТРУКЦИЮ!

 

Спасибо за внимание. Всем удачных новых приключений!